?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прочитала статью на сайте DW о выходе в Германии монографии научного сотрудника Бохумского университета Еленой Петренко "Между мужчинами. Женщины в украинском националистическом подполье в 1944-1954 годах". В интервью автора корреспонденту издания говорится, что приблизительно на 1943 год женщины составляли 32 процента из общего числа всех подпольщиков. Это очень высокий показатель. Но вполне может быть, что и реальный. Сразу вспомнилась классный руководитель (слава богу всего год училась в этой школе), которая с восторгом и предыханием рассказывала, как танцевала с немецкими офицерами.

Впрочем интересен сам факт такого исследования. Привожу статью практически полностью.



DW: Почему вы выбрали именно период 1944-1954 годов как временные рамки вашего исследования?

- Большинство архивных документов, например, досье спецслужб, к которым я обратилась, имели отношение именно к этому десятилетию. Но я также уделяю внимание 1930-м годам. Конечно, после 1954 года борьба украинского подполья не закончилась. Я, например, пишу об истории ранения и ареста Марии Пальчак во время так называемого последнего боя УПА с советскими чекистами в апреле 1960 года.

- Сколько именно женщин было в рядах ОУН и УПА?

- Трудно дать однозначный ответ. Это связано, во-первых, с отсутствием общего официального реестра и очень небольшим количеством документов, которые бы указывали число повстанцев по гендерному признаку. Кроме того, надо отличать подполье ОУН и отделы УПА. Но в моей книге я привожу один из редких задокументированых примеров из региона Ровно: по подсчетам районного проводника на 1943 год женщины составляли 32 процента из общего числа всех подпольщиков. А всего их там было больше тысячи. Следует, однако, учесть, что эти цифры очень быстро менялись из-за постоянных арестов. Кроме того, подсчеты усложняются различной степенью причастности к подполью - от активного участия в борьбе до ситуативной помощи, а также разницей между юношеской сетью, сторонниками и членами ОУН, участниками и участницами подполья ОУН и боевиками УПА.

- Кто были эти женщины? Можно ли описать некую "среднестатистическую" женщину-участницу ОУН и УПА?

- Некий общий образ женщины-подпольщицы описать сложно, но можно сделать несколько характерных типовых срезов женского участия в украинском националистическом подполье. Если брать время с конца 1920-х до середины 1930-х годов, то большинство женщин были из городов, учились в гимназиях, были активны, скажем, в "Пласте" (украинской скаутской организации - Ред.) и "Просвите" (общественной организации культурно-просветительского направления- Ред.). С начала 1940-х годов, когда была создана УПА, стали активно привлекать жительниц сел. На них строилась вся логистика. Мотивация женщин, как и вообще всех участников подполья, была самой разной. Кто-то помогал подполью из убеждения, кого-то принуждали к этому.

- Что делали женщины в ОУН и УПА?

- Большинство женщин в УПА были медсестрами и курьерами-связниками. Они доставали и доставляли лекарства, перевязочный материал и продовольствие. Однако картина была бы далеко неполной, если подавать женскую роль в украинском подполье только как вспомогательную. В конце Второй мировой войны заметно выросло число женщин в так называемой службе безопасности бандеровской ОУН, а также в референтуре пропаганды.

- Как вы оцениваете готовность женщин участвовать именно в уголовных преступлениях - убийствах, расправах?

- Как и мужчины, они участвовали в боевых действиях и проведении террористических акций - в частности, в 1930-х годах. Но и без непосредственного участия женщины знали о том, чем занимается подполье, и поддерживали его другими способами, без которых нельзя было осуществить запланированную расправу. Это касается и времени после создания УПА.

Источник

Tags:

promo prmarina may 9, 2017 23:29 33
Buy for 10 tokens
9 мая - почти религиозный праздник. Действительно, массовое поминание предков - не одна ли из составляющих религиозного восприятия? Да и деление на парадную и народную часть имеют церковную аналогию. Парад - это торжественная литургия, а "Бессмертный полк" - это поминовение своих родных.…

Comments

akatov99
Jan. 13th, 2019 06:19 pm (UTC)
"Сразу вспомнилась классный руководитель (слава богу всего год училась в этой школе), которая с восторгом и предыханием рассказывала, как танцевала с немецкими офицерами."
Представим, что в маленький городок входят военные.
Даже если этот городок немецкий в 1945г., а военные:русские(недавние деревенские хлопцы) их бравый вид победителей не может ни тронуть девичьи сердца(Это подтверждают тысячи славяно-немецких младенцев 1946г.).
А если этот городок украинский в 1941г. с рассказами о былых вольностях и недавних "голодоморах", а военные:немецкие-победители и со столетиями военной традиции за плечами(самовоспитание, обмундирование, лоск,..)?
По рассказам моего отцам в оккупированном Берлине девушки:перемещённые лица, ну никак не хотели возвращаться обратно в СССР, держась из последних сил за своих "фашистов".
prmarina
Jan. 13th, 2019 08:09 pm (UTC)
Ну что тут сказать. Особенность Украины - она лежит между двух миров. И недавнее мое небольшое путешествие по Винницкой области показало - нам рассказывали либо об истории Польши, либо истории Российской Империи.

Но миф о вольнице былой - охватывал наверное ну очень большой период времени. По воспоминаниям крестьянской бабушки мужа, при царе не было хорошо, аж никак.

Что касается держались за своих "фашистов", то не совсем понятно за каких. Непризывного возраста или белобилетников? Или на них не женились?
akatov99
Jan. 15th, 2019 01:01 pm (UTC)
"Что касается держались за своих "фашистов", то не совсем понятно за каких. Непризывного возраста или белобилетников? Или на них не женились?"
Фашистов реальных и условных.
Реальных:мужей, перебежавших в американскую зону с обещанием вернуться, когда всё устаканится, или их родственников.
Условных: Германия, за которую они хотели зацепиться.
prmarina
Jan. 15th, 2019 10:39 pm (UTC)
Я думаю они просто боялись возвращаться домой. Некоторые реально попадали в лагеря