?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Короче - Склифосовский!

Этой осенью я несколько раз наведывалась в Полтаву, город, где родилась Российская империя. Раньше я его недолюбливала и всегда удивлялась восхищавшимися этим местом. Но неожиданно взглянула на него другими глазами.

Город чистый, ухоженный, по-провинциальному медлительный. Последнее свойство раньше раздражало, а сейчас неторопливость жизни кажется мне отражением благожелательного отношения к людям. Нервозности значительно меньше, чем в ощетинившемся стольном граде Киеве.

В Полтаве крепко переплелись Украина и Россия, совсем как в произведениях Николая Гоголя. Выдающиеся люди, неразрывно связанные с городом, принадлежат общей истории двух стран, разделенных идеологической машиной на непримиримые лагеря.

Расскажу о неизвестных мне ранее фактах.

Областная больница Полтавы имеет несколько корпусов. Самый старый из них построен два века назад. Красивое здание в классическом стиле. Перед зданием - памятник. Рассматриваю надпись - Николай Васильевич Склифосовский. Оказывается, клиника - тезка известного Московского института скорой помощи.



Заглянула в интернет, чтобы прочитать биографию выдающегося врача (кстати, в эпоху информационного мусора, ссылки, которые мне выдал Google, сплошь касались сериала "Склифосовский") и обнаружила, что хирург был тесно связан с Полтавой. Недалеко от места сражения со шведами у него было имение, которое в семье называли Отрадное. Несмотря на должности в Москве и Петербурге, находясь в имении, Склифосовский принимал больных, делал операции. И последние годы жизни хирург провел в Полтаве. Годы, впрочем, очень трагические.

Успешный ученый, выдающийся военный врач, спасший множества жизней, работающий на износ под пулями, не уберег собственного сына.

Парадокс истории - без революций нет продвижения вперед, но попавшие в историческую мельницу переживают разочарование. И часто добровольно отказываются от жизни.

Сын Склифосовского Владимир вступил в террористическую организацию, где получил задание убить полтавского губернатора Катеринича, близкого друга родителей. Сделать он этого никак не мог и выход нашел один - расстаться с жизнью. Произошло это в полтавском имении, которое Отрадным называть перестали. Николай Васильевич тяжело переживал трагедию и вскоре умер от инсульта. Похоронен он в полтавской земле. Сейчас это район города Яковцы.
Buy for 10 tokens
У моей подруги, японского гида nina_varo_nina, вышла книга "Россия для японцев". Очень легко читается, приятный язык. Впрочем, с некоторыми рассказами Вы возможно уже знакомы, они публиковались в жж автора. Удивительно, но и второе прочтение идет на ура. Подмечаешь новые детали. В…

Comments

likushin
Dec. 19th, 2018 12:12 pm (UTC)
Потрясающе. Не знал.
prmarina
Dec. 19th, 2018 05:04 pm (UTC)
Будет теплее, обязательно съезжу на могилу. Вообще судьба близких Склифосовского трагична
boris_kokotov
Dec. 19th, 2018 12:38 pm (UTC)
спасибо, очень познавательно. Оказывается, очень невредно посматривать окрест.
prmarina
Dec. 19th, 2018 05:05 pm (UTC)
Да, действительно. Если учесть, что я бывала в Полтаве так часто, как ни в каком другом городе
boris_kokotov
Dec. 19th, 2018 07:46 pm (UTC)
к вопросу о пользе смотреть окрест.
Помню, иду в Шпандау в поисках скульптуры Альбрехта-Медведя (https://boris-kokotov.livejournal.com/2010/05/24/). Навстречу две немки, одна пожилая, другая молодая. Спрашиваю:"Вы здесь живёте?", "Да", " не знаете ли вы, где здесь скульптура Альбрехта-Медведя". "Нет, не знаем. А кто это?"
prmarina
Dec. 19th, 2018 08:22 pm (UTC)
Люди действительно иногда ходят мимо и совершенно не замечают окружающее. Прочитала Ваш рассказ, интересно...
akatov99
Dec. 20th, 2018 02:37 pm (UTC)
"Парадокс истории - без революций нет продвижения вперед,.."
Дополню для варваров(дураков, подначиваемых негодяями(Марат, Ленин,...)).
А как же Швеция-один из лидеров человечества обошлась без революций ВООБЩЕ?
Если Марина-умная женщина проговаривает это, как очевидность, то вижу здесь один из корней МАЙДАНОВ прошедших и будущих.
Варваров в Украине миллионы, западная подначка налицо.
Умные англо-саксы, наевшись одним майданом(Кромвель) решили: для себя никогда, но миллионам дураков вокруг обязательно майданы, а нам купоны от их хронического ослабления в результате.
prmarina
Dec. 20th, 2018 03:40 pm (UTC)
Вы мне льстите:). Но я ведь не говорила про революции на своей территории. Но если бы их не было вообще... Вряд ли бы класс имущий шел на уступки. Нужны прецеденты
(Anonymous)
Dec. 20th, 2018 08:53 pm (UTC)
Марина, революция всегда - это шаг, а то и несколько, назад. И не раз государства просто гибли в результате этого. Некоторым требовалось несколько лет, некоторым - несколько столетий. Нашему хватило меньше ста лет. Затевают ублюдки, подхватывают жадные и ленивые, а гибнет элита и совесть любого сословия.
prmarina
Dec. 21st, 2018 12:34 pm (UTC)
История не знает сослагательного наклонения. Да, шаг назад для страны, где это происходит. Но два вперед для тех кто извлекает уроки. Новое рождается с кровью, лучше, когда с чужой. Элита часто жадная уж больно, а революционеры - люди чувствительные к несправедливости. Другое дело, что происходит потом
akatov99
Dec. 22nd, 2018 02:24 pm (UTC)
Так "потом" и есть самое главное для любого события.
Если выборка из тысяч майданов в разных странах показывает их печальный результат, то их осуществление должно быть осуждено, какие бы "благие намерения ни вымещали бы эту дорогу в АД".
«Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!»
Н. А. Некрасов Цитаты из «Кому на Руси жить хорошо»
Вместо мужика можно подставить:
француз(1789г.), русский(1917, 1991), китаец(1948г.).
Но не швед, не англичанин, не американец(после одиночных майданов соответственно в 1648г. и в 1777г.)
prmarina
Dec. 22nd, 2018 08:38 pm (UTC)
Да, а теперь представим, что революций нет нигде, во всем мире и никогда... Вполне был бы рабовладельческий строй
akatov99
Dec. 24th, 2018 04:15 pm (UTC)
У Маркса:изменения производственных отношений следуют за изменениям производительных сил(зачем революции?).
В той же России без революций и по Марксу переходили от рабовладения к феодально крепостничеству, а от него к капитализму.
prmarina
Dec. 29th, 2018 09:28 am (UTC)
Да по Марксу не совсем так. Производственные отношения сами по себе не меняются. Как правило через "низы не хотят, а верхи не могут".

В России тоже переходили от феодальных отношений к капитализму через революции. Просто это были революции сверху, которые опять же через войну 12-года, и декабристов. Затем народники.

В эпоху НТР согласна - все по-другому из-за развития информационных пространств и размытия понятия классов
akatov99
Dec. 29th, 2018 12:54 pm (UTC)
"В России тоже переходили от феодальных отношений к капитализму через революции. Просто это были революции сверху...."
Т.е. не через майданы, а через мозги специалистов(без пролития крови своих граждан:войны же были всегда и всюду).
А Маркс, как человек порядочный(но импульсивный, как и Пушкин) прошел путь взросления (как и Пушкин) от "Авось"(база для авантюристов Троцкого, лидеров Кампучии,..) до "ответственной надежности"(база для Бернштейна, Каутского и скандинавского социализма).
prmarina
Dec. 30th, 2018 09:00 am (UTC)
России какое-то время удавалось учиться на чужих революциях. Но верхи опаздывали
akatov99
Dec. 30th, 2018 03:40 pm (UTC)
Затем Мир 70 лет учился на ошибках СССР.
В 90-е эстафету ошибок перехватила Грузия, а в 2014-уже и Украина.
Если В.В.Путин не подготовит преемника(фальшивый Медведев не годится) Россия примет у Украины эстафету.
Но если Китай примет эстафету у Украины: " Встанет Гриб багровый и кончится Земля".
prmarina
Dec. 30th, 2018 05:44 pm (UTC)
Пожалуй так и есть.
alexey_zyryanov
Dec. 23rd, 2018 07:45 pm (UTC)
Менталитеты народов разные и все нации по одному шаблону не развиваются. Африка без революций... и где она со всеми своими хижинами? Более молодая Австралия без революций и насколько она прогрессивнее даже нескольких европейских стран, не говоря про азиатские?
prmarina
Dec. 29th, 2018 09:24 am (UTC)
Ну Австралия до сих пор возглавляется английской королевой, а про революции в Африке - там просто война племен и родовые отношения
prmarina
Dec. 29th, 2018 09:32 am (UTC)
Кстати революции чаще всего ведут к войнам и наооборот. Тут нужно подумать. Англичане засчет экспансии удержались от последующих революций и американцы в том числе. Они просто могли лучше кормить свой народ засчет войн на чужих территориях.

Шведы обломались на мировой экспансии. Вернее их обломали

Американцы тоже с рабовладельчеством покончили путем гражданской войны.
Но американскую историю я плохо знаю
gubarevan
Dec. 22nd, 2018 04:16 pm (UTC)
Вообще с Полтавой связаны судьбы очень многих известных людей.
Мне, кроме Склифосовского, достаточно было бы назвать Владимира Короленко и математика Михаила Васильевича Остроградского. А Бунин?! Это же эталон русского языка! Оставим в стороне Луначарского, Макаренко и Сухомлинского, Веру Холодную и Клару Лучко. Но - Тарапунька!!! Да, это не Склифосовский, но всё-таки тоже лечил. Юмором

Edited at 2018-12-22 04:16 pm (UTC)
prmarina
Dec. 22nd, 2018 09:44 pm (UTC)
Про Остроградского не знала, реально посмотрела он недалеко похоронен от родины моего мужа. И не знала, что Короленко в Полтаве похоронен. Как-то Полтава в основном Гоголем знаменита и битвой. Спасибо, что написали. Бунин недолго жил в Полтаве. Ну а Тарапунька в принципе не мой идеал:)
gubarevan
Dec. 23rd, 2018 04:34 am (UTC)
Короленко мне в своё время на многое открыл глаза. Не проза, публицистика.
С Тарапунькой и Штепселем понятно, но это довольно заметный след в памяти нашего поколения. Правда, я их не цитировал. В отличие от Райкина, Ауэрбах и Чистякова
akatov99
Dec. 24th, 2018 04:34 pm (UTC)
"Короленко мне в своё время на многое открыл глаза. Не проза, публицистика."
Поддерживаю. Мне, русскому, ближе всех русскоязычных писателей украинцы Н.В.Гоголь и В.Г.Короленко(Для Мира возможно Достоевский и Толстой).
Проза же Короленко не только замечательна по языку, но она и провидческая("Лес шумит").
Зачем Роман убил пана-своего благодетеля и стал ждать каторги, чтобы отдать жену своему подельнику Ондрию, который Романа и подначил на убийство?(Сценарии всех майданов Земли).
prmarina
Dec. 29th, 2018 09:32 am (UTC)
Вот все никак не почитаю Короленко