?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

История одна из самых неточных наук в мире. Вряд ли вообще эту отрасль знания можно назвать наукой, особенно если это история одного отдельно взятого государства. Скорее это сборник мифов с привязкой по датам к мифам близлежащих стран. Еще фараоны Древнего Египта лихо декларировали на стелах свои поражения как победы. Это укрепляло дух населения. И эта традиция не умерла в веках.

Можно долго спорить, совершал ли свой подвиг Гастелло, или его самолет упал в болото, а протаранил немецкий колонны его товарищ по оружию. Этот подвиг - символ воли к победе и самоотверженности. Историческая правда конечно важна, но на мой взгляд символ - важнее.

К чему я об этом пишу? Просто вчера писала про 100-летие Красной Армии, а сегодня наткнулась на статью на сайте DW, о том, что победа была, но не красных, а белых.


Немецкие солдаты входят в Киев. Март 1918 г.

Версия DW такова:

[Spoiler (click to open)]18 февраля немцы, не встречая практически никакого сопротивления, захватили Двинск, 20-го - Минск, 21-го - Полоцк, позже, без боя, - Псков, где размещался штаб Северного фронта, и Нарву. Наступали германские войска небольшими летучими отрядами. Двинск, например, по признанию самих большевиков, был взят одной-единственной немецкой ротой, Люцин - небольшим эскадроном. "Армия бросилась бежать, бросая всё", - негодовал большевистский главком Николай Крыленко. Но командиры были не лучше рядовых. Нарком по морским делам Павел Дыбенко должен был защищать со своими матросами Нарву, но с приближением немцев умчался на бронепоезде в сторону Гатчины, подальше от линии фронта. Его пытались вернуть царские (!) генералы, еще пытавшиеся организовать оборону, - не удалось.
В те самые дни Владимир Ильич Ленин писал в "Правде" о "мучительно-позорном" отказе полков защищать как раз нарвскую линию, о "бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности"...

Политическая ситуация была не лучше. 23 февраля утром немцы предъявили ультиматум, дав советскому правительству на размышление 48 часов. Большевики должны были, среди прочего, признать независимость стран Балтии, Финляндии и Украины, разоружить свой флот в Балтийском и Черном морях, дать Германии право беспошлинного вывоза железной руды и другого сырья, подтвердить невыгодный русско-германский торговый договор 1904 года. Тем не менее, Ленин потребовал принять все эти условия: только так он мог сохранить власть. Далеко не все члены ЦК поддерживали его, но Ленин пригрозил отставкой - и в конце концов победил. Советское правительство фактически капитулировало перед Германией, приняв унизительные условия Брестского мира.

Поначалу, правда, никто и не говорил о победах. Когда председатель Реввоенсовета Троцкий решил учредить праздник Красной армии и провести 23 февраля первый парад на Красной площади, он объявил, что праздник приурочен к декрету Совнаркома о создании РККА. Но декрет был подписан на самом деле 15 января. В 1935 году, когда Троцкого давно уже не упоминали, Клим Ворошилов сетовал на то, что празднование годовщины создания Красной армии именно 23 февраля "носит довольно случайный и труднообъяснимый характер". Но день все же решили сохранить.

В 1938 году, в написанном по заказу Сталина и откорректированном им "Кратком курсе истории ВКП (б)" уже говорилось так: "Под Нарвой и Псковом немецким оккупантам был дан решительный отпор. День отпора войскам германского империализма - 23 февраля - стал днем рождения молодой Красной армии".

В 1942 году, во время войны, формулировку еще больше усилили: вместо неопределенного "решительного отпора" появились "наголову разбитые германские войска". Миф получил свое закрепление, "позорное", по словам Ленина, поражение превратилось в победу. Правда, во времена хрущевской оттепели в новой трактовке истории КПСС победные бои под Нарвой уже не упоминались и "наголову разбитые захватчики" тоже исчезли из официальной историографии, но "серьезное поражение", которое Красная армия якобы нанесла под Псковом "более многочисленным силам противника", осталось.

То есть дата 23 февраля стала днем рождения Советской армии чисто случайно. Но так ли это важно? Важно то, что несмотря на временные поражения, в конце концов победа была одержана, государство сохранилось. И если сама дата - миф, то Армия. победившая Гитлера - реальность.

На Украине сейчас пандемия острого мифотворчества. Но, сочиняемые сказки, не всеми могут быть приняты и не объединяют, а разделяют. Сможет ли страна сложить общие для всех привлекательные легенды? Я сомневаюсь.

promo prmarina май 9, 2017 23:29 33
Buy for 10 tokens
9 мая - почти религиозный праздник. Действительно, массовое поминание предков - не одна ли из составляющих религиозного восприятия? Да и деление на парадную и народную часть имеют церковную аналогию. Парад - это торжественная литургия, а "Бессмертный полк" - это поминовение своих родных.…

Comments

livilla_ass
Feb. 24th, 2018 11:15 am (UTC)
Да ну их в ...опу эти мифы. Мифы - они же как вера, а с верой фактами спорить бесполезно.
Сами по себе мифы вторичны. Они ложатся уже на существующий фундамент мировоззрения и менталитета.
И ни один миф, не совпадающий с менталитетом не приживется.
prmarina
Feb. 24th, 2018 11:29 am (UTC)
Ну вот я верю в советские мифы. Они мне близки, и их разрушение болезненно. Да, для меня это основа аналогичная религиозной.

Современное мифотворчество воспринимаю как верхушку классовой борьбы. Считаю основой сказкоплетство материальную заинтересованность современной буржуазии
livilla_ass
Feb. 24th, 2018 11:46 am (UTC)
Видела, как провластного украинского политика упрекали тем,что на Украине сейчас много молодежных и детских военнизированных летних лагерей, где чуть ли не шпана носится с автоматами и вопит "смерть москалям".
И он ответил: Вспомните свое советское детство. Октябрята, воспитанные на рассказах о дедушке Ленине, пионеры с пионерскими лагерями, комсомольцы... ну и что,помогло вам это? Куда все делось к 91 году?
Я вспомнила коммент одного западенца. Писал, что у них Бандера ну вообще ни как, он им чужой, а их заставляют его именем улицу называть. Куда деваться, появился Тупик Степана Бандеры.
У меня нет ни одного разочарования от крушения советских мифов.
У меня интерес, когда говорили о братстве республик, братстве народов, как представлялось, напр., кыргызо-эстонское братство киргизам и эстонцам. Или ржать или мимо ушей пускать.

Ну вот я верю в советские мифы. Они мне близки, и их разрушение болезненно
Какие мифы вы имеете ввиду?
prmarina
Feb. 24th, 2018 05:41 pm (UTC)
я до сих пор верю - что Октябрьская революция давала надежду и веру в прекрасное будущее. Просто на вопрос можно ли строить светлое и чистое грязными методами - ответ нет. Методы пачкают чистоту. Да и человечество не рождено для утопических обществ.

А Зарницу я до сих пор вспоминаю. И кстати детскую дружбу нашему поколению удалось пронести через всю жизнь
livilla_ass
Feb. 25th, 2018 04:52 am (UTC)
Конечно Октябрьская революция давала надежду и веру в прекрасное будущее.
Конечно,социализм - это лучшее,что опробовало на себе человечество.
Но обратите внимание, это был строй одного поколения.
остальные 2 поколения по инерции "прожирали" то,что было построено тем единственным, а третье поколение стало уже разрушать сам строй.
Строй великолепен, строители, народ, грешен и несовершенен.
Не только в России, вообще в мире.
Люди продолжают жить теми же принципами, которыми хомо сапиенс жил 50 тыс лет до этого.
prmarina
Feb. 25th, 2018 08:36 am (UTC)
С социализмом вышло как с порой выходит с семьей. Быт поглотил. Суровые испытания выдержали, а мирная поступательная жизнь привела к тому, что мещанство в плохом смысле разъело общество. Красивые картинки благоустроенной жизни стали более желанны.

Что-то пошло не так
livilla_ass
Feb. 25th, 2018 01:03 pm (UTC)
Суровые испытания выдержали благодаря тем качествам русского народа, которые сформировались в течении предыдущих веков истории России.
У других народов была другая история, и другие качества.
Ну и безусловно благодаря тому, что у руля страны стоял Сталин и его команда.
А когда наступил мир и умер Сталин, движение вперед шло уже на остатках инерции.
Так все и сдулось к 90-м.
akatov99
Feb. 25th, 2018 02:32 pm (UTC)
"С социализмом вышло как с порой выходит с семьей. Быт поглотил. Суровые испытания выдержали, а мирная поступательная жизнь привела к тому, что мещанство в плохом смысле разъело общество. Красивые картинки благоустроенной жизни стали более желанны.
Что-то пошло не так."

Но умные люди это предвидели:Бисмарк, Спенсер "Грядущее рабство".
Вина умного эрудита Ленина:все это он читал, но решил рискнуть, т.к. людишек не жалко(бабы новых нарожают).
Вина Чубайса и Яценюка(умные эрудиты):знали опыт Латинской Америки по американским лекалам*,но решили рискнуть, т.к. людишек не жалко.
--------------------------------------------------------------------------------------

* Г-н Боливар подарил Латинской Америки все из США:конституцию, изб. право, независимые суды с последующим эффектом гражданских войн в течение 200 лет.
Но в конце жизни его совесть замучила. Ждём подобное от гг. Чубайса и Яценюка.
prmarina
Feb. 26th, 2018 12:56 pm (UTC)
Яценюк только на вид умный, а так просто хитросделанный. Ленин - все-таки фанатичный мечтатель, как его Уэллс обозвал.

А русский народ в стрессовых ситуациях напрягается, а в стагнацию расслабляется и откровенно ленится
akatov99
Feb. 26th, 2018 01:57 pm (UTC)
"А русский народ в стрессовых ситуациях напрягается, а в стагнацию расслабляется и откровенно ленится"(цивилизационный фактор*).
По-моему, эта черта свойственна всем народам, но в разной степени.
Именно, по этому признаку(а не по талантам, уму,...) народы делятся на дикарей, варваров, цивилизованных и т.д.
Скажем по талантам итальянцы европейские лидеры, а по * варвары.
Финны по талантам тупари, а по * европейские лидеры.
Стратегическая ориентация на Запад правильна и для украинцев и для эстонцев.
Но практическое осуществление для первых по * варварское с неопределенным будущим и с обязательными кровавыми потерями, а для вторых по * коротко достижимое и с минимальным уроном.
prmarina
Feb. 26th, 2018 05:02 pm (UTC)
Мне кажется, вы идеализируете украинцев
grumpy_xxx
Feb. 26th, 2018 02:44 pm (UTC)
"Вина Чубайса и Яценюка(умные эрудиты):знали опыт Латинской Америки по американским лекалам*,но решили рискнуть, т.к. людишек не жалко"

По-вашему, Чубайс с Яценюком о России с Украиной беспокоились, о народе думали???
Боже, какая наивность...
grumpy_xxx
Feb. 24th, 2018 12:30 pm (UTC)
сейчас объясняют так:
"15 (28) января был опубликован декрет о создании новых вооружённых сил на добровольной основе, которые получили название Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Массовая запись в ряды РККА началась 23 февраля, и именно её годовщину мы празднуем сегодня как День защитника Отечества."

отсюда - http://redarmy.tass.ru/?_ga=2.178953508.1855364769.1519293622-1396703053.1446413273

но антисоветчикам лишь бы повод был Союз обгадить...
prmarina
Feb. 24th, 2018 06:34 pm (UTC)
Конечно все было не так розово и пушисто, а в последние годы "Слава КПСС!" просто доставало. Но все это мелочи. Было чем гордиться
grumpy_xxx
Feb. 25th, 2018 12:42 am (UTC)
согласен
К тому же жизнь показала, что всё-равно найдутся те, кто будет кричать "Слава!", только уже не КПСС, а другому...
Теперь видим, что лозунг про КПСС ещё не самый плохой вариант был...
prmarina
Feb. 25th, 2018 08:39 am (UTC)
Это да. Кстати те, кто громче всех был коммунистом, потом стали ярыми челомбитчиками в церкви, теперь Славаукраинщиками
lazy_tank
Feb. 24th, 2018 02:38 pm (UTC)
Времена изменились. Любое несоответствие фактам всплывает на раз-два. Так что чем более замифилогизировано общество, тем больше оно уязвимо.
prmarina
Feb. 24th, 2018 05:43 pm (UTC)
Вроде бы как и всплывает. Но опять же достоверность всплытого не так уж легко и проверить. Очень велик информационный шум. В этом потоке информации каждый выбирает свой ручей
livilla_ass
Feb. 25th, 2018 04:44 am (UTC)
Любое несоответствие фактам всплывает на раз-два.
А факты откуда берутся? Напрямую из небесной концелярии за подписью Бога?
Вам таких фактов насуют! так что не торопитесь рушить "мифы"
nina_varo_nina
Feb. 24th, 2018 08:40 pm (UTC)
краеугольный камень - во всем виноваты москали - устраивает усих... следовательно объединяет

Edited at 2018-02-24 08:41 pm (UTC)
prmarina
Feb. 25th, 2018 08:37 am (UTC)
нет. не всех. Украину по этому принципе хотят объединить, но не совсем получается
akatov99
Feb. 24th, 2018 09:45 pm (UTC)
Мифы нужны для мобилизации масс.
Но руководители не должны самообманываться мифами, как Горбачев или даже Николай II , чтобы не провалиться.
Сталин:"Мы знаем, что Клим(Ворошилов) дурак, но народ этого знать не должен".
Екатерина II :"Я бы дала волю народу, который меня за это полюбит, но он будет землю делить вместо того, чтобы меня спасать, когда помещики меня душить будут"
livilla_ass
Feb. 25th, 2018 05:03 am (UTC)
Приведите пример мифов, которые воздействовали на массы.
Мифы вторичны, работают только на сытый желудок. А так работает менталитет, он и без мифов прекрасно справляется.
akatov99
Feb. 25th, 2018 01:55 pm (UTC)
Декрет о войне, декрет о мире.
Массовое дезертирство. Война продолжается в форме"Гражданская", земля уходит в колхозы.
livilla_ass
Feb. 25th, 2018 02:30 pm (UTC)
Я не поняла,что здесь мифы?