?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Цель оправдывает средства", "Флоренция превыше всего" (подставить вместо Флоренции любое другое государство) - слоганы, которым мир обязан Макиавелли. Один из советских словарей иностранных слов толкует "макиавеллизм" как политику, основанную на культе грубой силы, на пренебрежении нормами морали, как коварство, вероломство, двуличие и лицемерие. Однако, по отзывам современников и мнению ученых - личность Никколо Макиавелли не просто выдающаяся. Это был очень умный человек, обладавший многочисленными талантами: политик, дипломат, философ, историк, поэт, драматург, театральный режиссер и композитор, человек редкостного благородства, честности и трудолюбия. Патриот Флоренции, мечтающий о ее силе, он делал все возможное для ее укрепления.
О жизни Никколо Макиавелли известно довольно много. Он родился в 1469 году, вырос во Флоренции, был ее гражданином и патриотом. Знатное происхождение и незаурядные способности позволили Никколо Макиавелли быстро сделать карьеру. Он присоединился к политическим противникам правившего во Флоренции семейства Медичи и, когда его покровитель был изгнан, стал исполнять обязанности министра иностранных дел республики.
Но в 1512 году Медичи при поддержке испанских и швейцарских войск вернулись к власти. Макиавелли долго и с пристрастием допрашивали, пытали на дыбе, посадили в тюрьму и не казнили лишь потому, что он в свое время спас от смерти нескольких известных приверженцев Медичи. В конце концов, Макиавелли сослали в деревню Сант-Андреа, в его небольшое поместье. Восемь лет длилась эта ссылка - невыносимая для столь деятельного человека, каким он был. Семья Макиавелли (у него было шестеро детей) едва сводила концы с концами. Однако, как это иногда бывает, ссылка оказалась самым плодотворным периодом его литературного творчества. Именно тогда были написаны "Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия", знаменитый трактат "Государь", биографическое повествование "Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки" о собирателе итальянских земель, комедия "Мандрагора" (кстати, много раз поставленная на сценах российских театров), теоретический труд "О военном искусстве"...

Лишь в 1520 году, после смерти Лоренцо Медичи, Макиавелли разрешили вернуться ко двору и даже поручили написать историю Флоренции. Власть как будто снова начинала благоволить к нему. Но в 1527 году произошел новый переворот. Этого удара Никколо Макиавелли уже не выдержал. 21 июня 1527 года он скончался в возрасте 58 лет.

До нас дошел портрет Макиавелли работы итальянского художника Санти ди Тито.



На ней изображен худой, коротко остриженный человек с живым, проницательным взглядом. Высокий лоб с залысинами, темные глаза, нос с горбинкой, сжатые как будто в полуулыбке губы... Никакой жестокости, свирепости, коварства в его облике нет. Ничего, что позволило бы предполагать в нем человека, который в трактате "Государь", как говорят, учил политиков забывать о честности, справедливости, верности слову, исповедуя принцип "цель оправдывает средства".
Но что значит: "учил политиков"? Никколо Макиавелли, как напоминает в своей книге "Власть и иллюзии" Дирк Хёгес, адресовал "Государя" вполне конкретному человеку - "его светлости Лоренцо де Медичи". Это было не просто традиционное для тех времен посвящение и не просто подхалимская попытка опального философа вновь снискать расположение своего давнего покровителя. Макиавелли мечтал покончить с раздробленностью Италии, очистить ее от иноземных завоевателей - испанцев, французов, швейцарцев и немцев, создать сильное государство. Именно эта цель (а не вообще всякая цель) оправдывала в его глазах "средства". Созданию сильной, самостоятельной Италии, по мнению Макиавелли, можно и должно было приносить в жертву всё - в том числе мораль и добродетель. К тому же представления о морали и добродетели были в те времена (500 лет назад), мягко говоря, несколько иными, чем сегодня.

И, тем менее, можно возразить: Макиавелли написал то, что написал. А именно: "Все вооруженные пророки побеждали, а все безоружные гибли". "Надо действовать так, чтобы тех, кто больше уже не верит, заставить верить силой". "Надо побеждать силой или хитростью, внушать народу любовь и страх, устранять людей, которые должны или могут повредить…" Впрочем, высказывания Макиавелли далеко не всегда однозначны. Судите сами: "Есть два способа борьбы: один, опираясь на закон, другой - действуя силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю. Государь должен уметь пользоваться обоими".

Важно понять, почему Макиавелли все это писал. В той ситуации он был убежден, что тирания является "горьким, но необходимым лекарством". Кроме того, Макиавелли просто называл вещи своими именами, показывал, что природа власти имеет вовсе не божественный характер, что политику определяют не Бог или церковь, а реальные, земные интересы и человеческие слабости. Именно за последовательный антиклерикализм Макиавелли его произведения (не только "Государь", но и фривольные пьески, в которых он насмехался над религией и монахами) вплоть до 1929 года были запрещены католической церковью.

Что касается власти придержащих, то для очень многих из них "Государь" Макиавелли стал настольной книгой. Наполеон говорил, что Макиавелли - "единственный писатель, которого стоит читать". Владимир Ильич Ленин очень одобрительно отзывался об "умном флорентийце". Что касается Сталина, то в его времена книги Макиавелли выходили несколько раз. Причем, в предисловии к изданию 1939 года Макиавелли был объявлен "великим прогрессивным писателем".

Пробежимся по рекомендациям «Государя» государю, кое-где злободневности ради слегка модернизировав терминологию.

Итак, жестокость более всего требуется от новых правителей, ибо при устоявшемся правлении меньше необходимости притеснять подданных. Подданные, правда, всегда готовы восстать против любого правителя в надежде, что новый окажется лучше, однако новый неизбежно оказывается хуже, ибо для укрепления своей пока еще слабой власти он нуждается в более сильном, а оттого и более разорительном войске; при этом он не может утолить все аппетиты тех, кто способствовал его возвышению, не навлекая на себя еще большую ненависть народа, а оттого он лишается и их поддержки, — что заставляет его в еще большей мере полагаться на силу.

«Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах». Иными словами, приближенные предпочтительнее олигархов, ибо с падением своего покровителя они теряют все. Однако для поддержания их верности правитель вынужден позволить им обирать народ, тем самым навлекая на себя опасную народную ненависть, — таким образом, государь обречен на полное одиночество и ожидание удара или предательства решительно со всех сторон, — при таких обстоятельствах разве что святой способен не озвереть, как это ему и рекомендовал Макиавелли: «Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе».

Народ в целом сильнее, но знать опаснее. «Народ, на худой конец, отвернется от государя, тогда как от враждебной знати можно ждать не только того, что она отвернется от государя, но даже пойдет против него, ибо она дальновидней, хитрее, загодя ищет путей к спасению и заискивает перед тем, кто сильнее». Но любят государя по собственному усмотрению, а боятся по его усмотрению, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого.

«О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нем не остается места, когда за большинством стоит государство».

Источник 1
Источник 2


promo prmarina may 9, 2017 23:29 33
Buy for 10 tokens
9 мая - почти религиозный праздник. Действительно, массовое поминание предков - не одна ли из составляющих религиозного восприятия? Да и деление на парадную и народную часть имеют церковную аналогию. Парад - это торжественная литургия, а "Бессмертный полк" - это поминовение своих родных.…

Comments

nina_varo_nina
Jul. 13th, 2017 06:25 pm (UTC)
Портрет прям сюрреалистический какой то.
Современный.
Фона нет.
Не то Ван Гог, не то Пикассо?
(Anonymous)
Jul. 14th, 2017 05:03 pm (UTC)
Нет, это
Эль Греко.

Как тебе сейчас мои кактусы показать?)))))))

(Anonymous)
Jul. 14th, 2017 05:09 pm (UTC)
Как вставить картинку - не знаю.
http://cp14.nevsepic.com.ua/190/18967/1385083773-masterskaya-el-greko.-svyatoy-andrey-ok.1610-109.9-h-64.1-nyu-york-metropoliten.jpg

Но это - ПОТРЯСАЮЩЕ.
prmarina
Jul. 15th, 2017 07:07 am (UTC)
Re: Как вставить картинку - не знаю.
Да, супер. Но портрет Маккиавелли в другом стиле. Не похоже на Эль Греко. Да и вряд ли они по жизни пересекались
(Anonymous)
Jul. 14th, 2017 05:21 pm (UTC)
Странно, что указан Санти ди Тито
Может, он в подражании Эль Греко?
Мной было найдено множество Эль Греко и этот портрет...

nina_varo_nina
Jul. 15th, 2017 10:49 am (UTC)
Сегодня у нас три года смерти Кирилла...
prmarina
Jul. 15th, 2017 05:26 pm (UTC)
Светлая память. Такая потеря!!!!!