?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поездка в Берлин надолго останется ярким пятном не только благодаря посещению мест, где прошло детство. Пожалуй, наиболее запоминающимися были встречи. Одноклассница, с которой в реальной жизни практически знакомы были едва-едва, но за более 10 лет переписки ставшая по-настоящему близким человеком, и ее дочь, подарили нам современный Берлин, с его памятью и исторической болью.

Посмотрели панораму Берлинской стены художника Ядегара Азизи. Панорама мрачная, подчеркивающая общую трагедию города, разделенного на части буквально за ночь и множество личных трагедий. Тогда, в детстве, нам это казалось нормальным, а дома восточного Берлина не выглядели мрачными. Мрачными и страшными для нас были машины американских военных, приезжавших скупать хрусталь в комендатурский магазин. И еще рейхстаг, в направлении которого тыкали пальцами, после фотографий на память возле Брандебургских ворот.

Собственно экономический кризис социалистического хозяйства в 70-х еще не был глубок, и зловещие флюиды недовольства не витали в воздухе. Сейчас, повзрослев, понимаешь, что ситуация с разделенным Берлином не могла продолжаться бесконечно долго. Ее так или иначе пришлось бы решать. Но возникает чувство, что в партийных кругах СССР, о стратегических планах относительно Берлина не задумывались, если конечно не принимать во внимание шапкозадирательски-глупых идей о всемирной победе социализма. Поэтому, по сути, воссоединение Германии было первым шагом к развалу Советского Союза.

Но основная боль Германии - это история второй мировой. Очень много памятников, которые связаны с Холокостом. Самый главный мемориал, состоящий из ряда камней разной величины на перекатывающейся волнами поверхности, вызывает ощущение лабиринта. из которого нет выхода.



В районе массового проживания еврейского населения возле входов в подъезд в тротуарную плитку вставлены отлитые из бронзы булыжники, на которых выгравированы имена погибших и даты жизни. На столбах вывешены флюгеры с цитатами из гитлеровских приказов, унижающие человеческое достоинство. И не только унижающие достоинство, но обрекающие население на холод (приказ о запрете носить шерстяную и меховую одежду) и жизнь впроголодь. Дети из районной гимназии ведут поисковую работу, устанавливая имена погибших. как мы в свое время изучали подвиги отцов.

Но вот какое чувство меня не покидало. Мера насыщенности памятниками холокоста превышает какую-то норму. Поймите меня правильно, трагедию я не умаляю ни на секунду. Но жить в постоянной боли просто нереально. Ходить по камням с именами погибших, читать жуткие надписи. Согласна, это напоминание о невозможности забыть. Но в этом присутствует отзвук истерии, настойчивой нотой печали, звучавшей в голове. Это сродни круглосуточному пению мрачного украинского национального гимна. Нельзя не признавать ошибки прошлого, не просить прощения, но и каяться постоянно тоже нельзя.

Есть интересный рассказ Бернхарда Шлинка "Обрезание". Сегодня его перечитала. Там о тонких гранях национального и глобального, своего и чужого. И еще, что я заметила в Берлине - это гармоничная многонациональность. Вот это реально - замечательно!
promo prmarina may 9, 2017 23:29 33
Buy for 10 tokens
9 мая - почти религиозный праздник. Действительно, массовое поминание предков - не одна ли из составляющих религиозного восприятия? Да и деление на парадную и народную часть имеют церковную аналогию. Парад - это торжественная литургия, а "Бессмертный полк" - это поминовение своих родных.…

Comments

katmoor
Feb. 21st, 2017 05:33 pm (UTC)
Мера насыщенности памятниками холокоста превышает какую-то норму.

так и есть

и вот почему
http://katmoor.livejournal.com/1612202.html

Полагаю, что миф холокоста это психическое вытеснение Европой неудобного, мешающего, зудящего как заноза понимания. Миф холокоста, предлагая совершенно иной смысл великой войны, замещает в европейском сознании, отрицает Победу. Как только холокост становится метафизическим центром события, наша Победа представляется всего лишь эпизодом
prmarina
Feb. 22nd, 2017 09:40 am (UTC)
В чем-то согласна, в чем-то нет со статьей в Вашем блоге. Мне трудно ясно сформулировать свои мысли. Наверное разделю их по пунктам:

1. Увы, как мне теперь кажется, мы проиграли Вторую мировую. Но не нацизму, его то как раз победили нашими руками и жизнями советских солдат. а американскому империализму. Мы ушли, они остались. Я писала, что воссоединение Германии - начало развала СССР.

2. Европа тоже проиграла Вторую мировую.

3. Победители диктуют свои правила, это законно.

Но трагедия уничтожения народа исключительно по национальному признаку - это ужас. который трудно осознать. Другое дело, что и наши военнопленные, и угнанные в Германию (моя тетя была в концлагере) подвергались жутким издевательствам.

И еще. Самые страшные детские впечатления были у меня от посещения Зексенхаузена и музея, в котором демонстрировалась высушенная голова советского лейтенанта рядом с его ботинками.
Самый большой ужас-педантичность смерти
katmoor
Feb. 22nd, 2017 10:34 am (UTC)
1. ответил у себя

2. Европа тоже проиграла Вторую мировую.

вот тут всё не так однозначно.
если рассматривать отдельные европейские народы, такие как чехи, сербы -то опять же скорее выиграли. см.п.1 к ним это применимо так же как и к нам

а если рассматривать европу как единое целое-то конечно проиграла. идеи паневропейства, высшей белой расы и т п были разгромлены. о чём собственно и был пост.

3.судя по тому что вы увидели в берлине войну выиграли евреи.

...трагедия уничтожения НАРОДА исключительно по национальному признаку...

обратите внимание на то что вы сказали.Правильно было бы сказать НАРОДОВ. Но вы сказали именно то что сказали. Случайно?
вы ведь прекрасно знаете что уничтожались именно народы.Но...

Я совсем не хотел Вас как-то упрекнуть. Но информация для размышления есть.
prmarina
Feb. 22nd, 2017 04:46 pm (UTC)
Остальные народы должны были стать рабами. А евреи и цыгане - должны были быть уничтожены. Вы просто не читали нацистких приказов. Кроме того, я могу судить по Киеву, где была трагедия Бабиного Яра. Я с ужасом думаю о том. что если бы родные моей подруги не успели сесть на поезд и не уехать в эвакуацию, ее бы никогда не было на свете. И вообще я содрагаюсь при одной мысли, что ее постигла бы участь расстрелянных в Бабьем ЯРУ
boris_kokotov
Feb. 22nd, 2017 08:28 pm (UTC)
Если б только Бабий Яр. Моего деда закопали в Новозыбкове. В сентябре 2016 там появился памятник с именами тех, кого узнали. Там и имя моего деда. А есть люди, которые считают, что Холокост (слово это мы узнали недавно) придуман евреями для выгоды. Мол, ничего такого не было.
prmarina
Feb. 22nd, 2017 09:42 pm (UTC)
Да, согласна, что Холокост - страшная страница истории, потому что люди уничтожались по национальному признаку. Однко огроное число людей других национальностей были тоже уничтожены. Об этом практически не пишут.

Недалеко от Новозыбкова, возле Унечи, в деревеньке Найтоповичи, моя тетя, будучи девочкой, в лесу наткнулась на незакопанные толком трупы расстрелянных красноармейцев. У нее было потрясение, ее еле выходил местный фельдшер.

А моя двоюродная тетя была угнана на работы в Германию, по дороге сбежала. Немцы взяли в заложницы младшую сестру. Когда мою тетю все-таки поймали, она попала в концлагерь. Из всего вагона выжили только они вдвоем с подругой, так как младшая сестра попала в няньки (ей было 14)к неплохим людям, которые высылали в концлагерь посылки.
boris_kokotov
Feb. 22nd, 2017 10:05 pm (UTC)
Вас девочку водили к памятникам погибшим советским солдатам и никогда к памятникам погибшим военнопленным и угнанным на работы. Все эти истории страшны своей правдивостью и не книжной, а настоящей.
Почему же о евреях больше всего? Почему их травили 2000 лет? Ведь нацисты были не первыми и не с бухты-барахты. Для нацистов не только славяне были низшей расой, но и французы, и итальянцы, и испанцы. Только тех защищал Красный Крест, а советских никто.
prmarina
Feb. 23rd, 2017 08:57 am (UTC)
Вы не правы. Меня возили в Зексенхаузен. Это было очень сильное впечатление. Именно потрясала педантичность лагеря смерти, абажуров из человеческой кожи, газовых камер и гильотин. Там есть памятник.

Честно сказать, по дороге назад меня мутило, а потом несколько дней плохо ела, а так как я вообще была дистрофично-анемичным ребенком, родители жалели, что повезли нас с сестрой туда.

Видите, вы не испытываете жалости к советским военнопленным. Потому что для Вас - это чужая история. А каждый больше всего любит то, с чем он вырос, что ему рассказывали родители, как говорят, что впитал с молоком матери.

Что касается Германии, то у меня впечатление, что они легче пережили поражение, чем вину.

И почитайте Шлинка, если не читали. "Чтец" и рассказы
boris_kokotov
Feb. 23rd, 2017 03:39 pm (UTC)
И Шлинка я читал, и фильм смотрел. Как Вы считаете: он оправдывает надзирателей или осуждает? Или там более сложные коллизии? Из чего Вы решили, что я не испытываю жалость к страданиям военнопленных?
Впрочем, мои родители и всё наше общество было воспитано на том, что все сдавшиеся и угнанные суть предатели. Так?Я не видел советских солдат-военнопленных, не видел угнанных. Вся правда открылась для меня в последние 25 лет. Вы помните, мой отец был "врагом народа" и партизаном. Я, конечно, задавал ему каверзные вопросы и получал от него презрительное:" Ты антисоветчик".
Т.ч. " с молоком матери и пионерским отрядом" я был вполне стандартен.А то, что я еврей, всегда (всегда) висело надо мной. И не верю я тем, кто говорит, что ничего такого не было.
Неужели Ваши родители Вам рассказывали в советское время Вашего детства о страданиях советских военнопленных?
А Вы правы, Германия поражение легче пережила, чем вину. Только надо помнить, что чувство вины им вбивали кнутом, а не угрызениями совести.
prmarina
Feb. 24th, 2017 11:02 am (UTC)
Наше детство пришлось на разное время.

Не только родители рассказывали, но и в школе. В Зексенхаузен мы ездили с родителями, а в школе нас водили в музей антифашизма (кажется так назывался) и там показывали страшные вещи. Я до сих пор помню, в то время как Дрезденскую галерею совсем смутно.

А фильм "Судьба человека", "Земля до востребования"?

Муж папиной сестры был полицаем, ему то и было на момент оккупации 17, затем пришли наши, его мобилизовали, он прошел дот конца войны, потом отсидел в советских лагерях, но никогда не обижался и не жаловался. Говорил, что заслужил, и что был дураком, когда в полицаи пошел

К тому же отец много материалов изучал по долгу службы, слушал речи Гитлера, кстати в оригинале, и у него был и свой взгляд на вещи
boris_kokotov
Feb. 22nd, 2017 08:30 pm (UTC)
3.судя по тому что вы увидели в берлине войну выиграли евреи.

Ну, конечно, и для того они сами в печку лезли.
katmoor
Feb. 22nd, 2017 08:40 pm (UTC)
повторяю. для слепых.

.....судя по тому что вы увидели в Берлине....

после войны ставят памятники победителям.

так кто победил в войне судя по памятникам в Берлине?
boris_kokotov
Feb. 22nd, 2017 09:51 pm (UTC)
Мемориал в Трептове, мемориал в Тиргартене, Мемориал в Панкове. Памятники Розе Люксембург, Марксу-Энгельсу, Кларе Цеткин. Победили советские коммунисты.
boris_kokotov
Feb. 21st, 2017 09:26 pm (UTC)
Спасибо, что начали (?) рассказывать о поездке. Из Вашего первого(?) поста о Берлине видно, что самое сильное впечатление оставили знаки о Холокосте. Вы правы их много. Только мне кажется , что сами берлинцы всё это не слишком замечают. Ни мемориалы, Stolpersteine, ни те самые флажки на столбах (они только в Баварском квартале).
Зато я обратил внимание на комментарий к Вашему замечанию о перенасыщенности. Вот, уж где воспользовались....
Пишите, пожалуйста, ещё.
prmarina
Feb. 22nd, 2017 09:44 am (UTC)
Да, есть некоторая перенасыщенность. Понимаете, я не представляю, это ведь очень тяжело жить на кладбище. А таблички с именами - да, естьт такое ощущение не проходящей скорби. Мозг пытается отгородиться, здоровый мозг. Поэтому берлинцы и не замечают памятников. По той же причине я с трудом хожу в "Октябрьский дворец" на спектакли и на майдан. Их превратили в некрополь. У меня дальше будет пост о Трептове в контексте памятников вообще
boris_kokotov
Feb. 22nd, 2017 08:17 pm (UTC)
Моя сестра, когда я ей показывал Баварский квартал и эти таблички на уличных фонарях, сфотографировала каждую (а их там 80 с чем-то) и при этом сказала :" Это инструкция следующему поколению"
prmarina
Feb. 22nd, 2017 09:31 pm (UTC)
Мы все не фотографировали, но несколько запечатлели. Потому что у нс уже кое-какие постановы начинают напоминать гитлеровские приказы
akatov99
Feb. 21st, 2017 11:27 pm (UTC)
"Нельзя не признавать ошибки прошлого, не просить прощения, но и каяться постоянно тоже нельзя."
Чтобы немцы знали свое место:пристяжной к американскому кореннику. Русскими англо-саксы пугают, а бояться англо-саксы немцев.
prmarina
Feb. 22nd, 2017 09:46 am (UTC)
Вы понимаете, мне показалось, что постоянное напоминание об трагедиях, которые принес нацизм, могут сыграть ту же штуку, что и Версальский мир. Хотя воспитание на чувстве вины, делает будущее поколение немцев беззубыми
gubarevan
Feb. 22nd, 2017 07:26 am (UTC)
Психологи говорили бы о пассивно-агрессивном манипулировании
prmarina
Feb. 22nd, 2017 09:47 am (UTC)
У меня возникали параллели с нашим краеугольным камнем идентичности - голодомором и поклонением "Героям небесной сотни"
Irina Petrukhina
Feb. 22nd, 2017 07:46 am (UTC)
Спасибо большое за пост. Удивительно созвучно моему впечатлению от Берлина. Too much - так же я думала о памятниках Холокосту. И Шлинка читала незадолго до этого. Осталось очень мало от подвига СССР. Такое впечатление, что нас в войне не было, а был сплошной Холокост. У памятника советскому солдату в основном экскурсии школьников из городов России.
Спасибо Вам за Ваши мысли, читаю давно, согласна во всем.
prmarina
Feb. 22nd, 2017 09:48 am (UTC)
Спасибо, что читаете.

У меня сложилось ощущение - мы проиграли войну. О Трептове напишу отдельный пост в контексте памятников вообще.
gunman
Feb. 22nd, 2017 04:44 pm (UTC)
Да проиграли. Потому что в СССР не имели ни малейшего представления как надо обращаться с побежденной Европой. Ничего не знали об её устройстве, истории и мотивах поступков. Тупо давили примитивной пропагандой и все.
А евреи и американцы очень даже хорошо соображали, что надо с ней делать и достигли очень неплохих для себя результатов.
prmarina
Feb. 22nd, 2017 04:47 pm (UTC)
вот-вот. Я недаром написала про то, что даже о Берлинской стене не задумывались. Как решить эту проблему. ЭТО ВЕДЬ НЕ МОГЛО ПРОДОЛЖАТЬСЯ ДО ПОБЕДЫ КОММУНИЗМА ВО ВСЕМ МИРЕ
gunman
Feb. 22nd, 2017 04:56 pm (UTC)
Забыл упомянуть. Даже поляки поимели с немцев очень неплохой профит. Наши вообще все бездарно просрали (и слова-то другого не подберёшь).
prmarina
Feb. 22nd, 2017 04:57 pm (UTC)
Да, поляки кстати больше всех и выиграли. Это правда.