?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

73 года прошло со Дня освобождения Киева. Моя мама рассказывала, как они плакали от радости, когда услышали сообщение информбюро . 7 ноября, в годовщину Октябрьской революции советский народ должен был получить подарок - веру в победу.

Думали ли те солдаты, кровью которых оплачено освобождение столицы Украины, что через семь десятков лет о них будут говорить как об оккупантах, а поздравление Президента страны с благодарностью освободителям, вместившееся в пару абзацев, стыдливо спрячут на сайте президента в разделе "Все новости", чтобы не бросалось в глаза? Кстати площадь Победы, в годы оккупации очень символично называлась Галицкой.

Сказки о том, как хорошо жилось при оккупантах, развеивают многие коренные киевляне. У моей одноклассницы немцы расстреляли бабушку, которая шла через полчаса после начала комендантского часа.

Из 150 киевских школ немцы заняли 77 под казармы, 9 – под склады и мастерские, 8 – под конюшни. При отступлении успели взорвать 140 школ. Расхитили из библиотек города 4 милиона томов книг. Из Софийского собора похитили 14 фресок XII века и вывезли драгоценную утварь. Городская комендатура вывозила из Киева в октябре 1943 года оборудование фабрик, заводов.





Киевлянин и автор романа «Бабий Яр» Анатолий Кузнецов так описывает события тех дней: «Утром 5 ноября 1943 года во двор дома Кузнецовых вбежали испуганные немцы, которые истерично рассказывали, что ночью на их позиции, которые накануне превратились в огненный ад, двинулись многочисленные советские танки с зажженными фарами и включенными сиренами. «Психическая атака» посеяла в рядах гитлеровцев панику. Улица Фрунзе, идущая к центру Киева через Подол, была забита машинами и повозками, а по обочинам валялось брошенное имущество, оружие, стояла бронетехника».

Вот заметка, напечатанная в газете «Правда»: «…Поздним вечером 5 ноября 1943 г. Ольга Петровна Яковчук и еще несколько жителей города стали свидетелями необычайного события. На Галицкой площади (нынешняя площадь Победы) они встретили танк Никифора Шолуденко, который первым ворвался в оккупированный Киев. Вот лишь небольшая часть подлинного взволнованного рассказа Ольги Петровны: «...После того как танк остановился и заглушил мотор, открылся люк и оттуда выскочил танкист. Он подошел к нам, быстро спросил: «В какую сторону отступают немцы? Куда они пошли?» Потом: «Ах, простите, — отдает нам честь и говорит, — я – Никифор Шолуденко, разведчик».
Мы в этот момент с большой радостью протягивали ему хлеб. Он нагнул голову, приклонился к нему и говорит: «Большое спасибо. Хлеб этот оставьте на утро. Утром войдут наши регулярные части. А сейчас мне надо ехать на высокий берег. У меня — задание».
В темноте мне все же удалось разглядеть этого юношу, лет двадцати, худощавого, очень быстрого и подвижного.
Вслед за ним подошел второй танк и тоже остановился. Танкист, выскочив из машины, подошел к нам и представился: «Я — Васька Сибиряк!»

В тот же день в бою за столицу Украины Н. Шолуденко погиб. Его похоронили сначала на нынешнем Майдане Незалежности, потом перезахоронили на нынешней Европейской площади, а с 1957 года он обрел вечный покой в парке Вечной Славы на склонах Днепра. За свой подвиг Никифор Шолуденко получил звание Героя Советского Союза посмертно. Об этом сейчас нам напоминает стоящий на постаменте возле станции метро «Шулявская» танк Т-34-85.

Николай Шолуденко



Первое захоронение



А вот эпизод освобождения Киева, который сегодня уже почти забыт… Разведчики под командованием капитана Андреева ворвались в центр Киева на американских джипах «Виллис». Именно эта группа сумела первой водрузить красное знамя над зданием ЦК КП(б)У (теперь МИД Украины на Михайловской площади). Военным пришлось прибегнуть к помощи проводника, юного жителя хутора Дегтяри Николая Дегтяренко. По Дегтяревской улице, через Лукьяновку и Львовскую площадь, несколько «виллисов» с разведчиками просочились в центр Киева, затем четверо — сержант Николай Кирюхин, рядовые Константин Погорелов, Николай Кирьянов и проводник Николай Дегтяренко — водрузили знамя над городом. Внизу их прикрывали старший сержант Александр Пикасов, рядовые Сергей Поздняков, Василий Толоченко, Евгений Пресняков. Это произошло в 00:20 московского времени 6 ноября 1943 года.



После освобождения города в первую очередь все силы были брошены на восстановление мостов через Днепр и возобновление работы предприятий, дававших продукцию для фронта.
25 февраля 1944 года украинский Совнарком принял постановление об организации работ по расчистке завалов Крещатика. Их проведение координировала созданная специально для этого строительная организация «Крещатикстрой». Сами работы начались 1 марта. Улица была разбита на восемь участков – по числу районов города. Киевляне с энтузиазмом откликнулись на призывы оказать помощь в разборе завалов в центре города. На Крещатик со своими инструментами приходили рабочие, служащие, студенты, домохозяйки, пенсионеры. Каждый день здесь трудилось 7–8 тысяч людей, а летом их количество доходило до 15 тысяч. Горожане работали в две смены – до и после рабочего дня, устраивали субботники и воскресники. 4 июля 1944 года на расчистку центральной улицы Киева вышли писатели Павел Тычина, Максим Рыльский, Владимир Сосюра, Юрий Яновский и др.

Источник 1
Источник 2

Tags:

promo prmarina may 9, 23:29 32
Buy for 10 tokens
Всех с праздником Победы! Не смогла пойти на Киевский "Бессмертный полк", но, по словам очевидцев, людей было много больше прошлогоднего. Смотрела "Бессмертный полк" в Москве под комментарии Соловьева и Михалкова. Согласна с одним замечанием. 9 мая - стал религиозным…

Comments

barbuljak
Nov. 6th, 2016 01:55 pm (UTC)
Вот на Киеве и надо было остановится,а Львов не освобождать)
prmarina
Nov. 6th, 2016 02:15 pm (UTC)
Да, со Львовом точно погорячились. Но, мб все было бы по-другому, если бы партверхушка так не измельчала?
barbuljak
Nov. 6th, 2016 02:19 pm (UTC)
Все может быть.История не имеет сослагательного наклонения(.Так что можно только гадать
prmarina
Nov. 6th, 2016 02:23 pm (UTC)
Вот-вот. Не увлеклись бы так потребительством. А то уж больно рыба начала тухнуть с головы
boris_kokotov
Nov. 6th, 2016 04:50 pm (UTC)
Городская комендатура вывозила из Киева в октябре 1943 года оборудование фабрик, заводов.

Слушайте, а известно какое оборудование вывозилось из СССР в Германию?
prmarina
Nov. 6th, 2016 05:04 pm (UTC)
Конечно я затрудняюсь ответить, так как в основном этот материал скопирован и источник указан. Но, насколько я знаю, в эпоху реализации плана ГОЭЛРО с помощью иностранных спецов было построено достаточно современных на тот момент предприятий. Возможно, не все взорвали наши при отступлении.

Кстати, ТЭЦ-3 до сих пор работает на довоенном ПГ, кажется, американского производства
boris_kokotov
Nov. 6th, 2016 08:33 pm (UTC)
То, что вывозили произведения искусства, понятно. Можно представить, что надо было как-то возмещать разбомбленное в самой Германии. Но, я помню как немцы сдавали в качестве трофеев корабли и пароходы со всеми запчастями и всем положенным инструментом. Слесари в нашем ЦКТИ (Котлотурбинный институт) бывшие матросы дрожали и берегли весь тот инструмент, который они украли во время морского перехода из Германии в СССР.
prmarina
Nov. 7th, 2016 07:22 am (UTC)
Понимаю, что вы сейчас полностью на стороне Германии. А разве часть СССР не была превращена в руины?
boris_kokotov
Nov. 7th, 2016 08:15 pm (UTC)
Нет, Вы не правы. Я не на стороне Германии и это не довод в дискуссии. И Вы , и я имеем много той информации, которой ранее не было. К примеру. В городе Новозыбков теперь (в сентябре) открыли Мемориал , расстрелянным в соседнем лесу (Карховском) евреям со списком тех кого выявили (там и мой дед). Та братская могила известна давно и памятный камень есть и на нём честно написано, что здесь зарыты советские люди. Это , ведь, правда. Действительно, люди были советские, но не вся. А полуправда всегда ложь.
prmarina
Nov. 7th, 2016 08:28 pm (UTC)
а в чем полуправда? как правильно написать? И там были только евреи?
boris_kokotov
Nov. 8th, 2016 05:28 pm (UTC)
В упомянутом случае, да. А правильно было бы написать, что там зарыты советские люди, большинство которых евреи.
Так правильно и для Бабьего Яра.
Но, Вы же знаете , власти всегда и всюду рассказывают полуправду. Это касается всех стран.
prmarina
Nov. 8th, 2016 07:22 pm (UTC)
После расстрела евреев Бабий Яр вообще превратили в расстрельное место всех, кто попадался
Дима Евстратенко
Nov. 26th, 2016 09:50 am (UTC)
какую цену должна заплатить германия за почти 30 миллионов убитых,миллионов калек,миллионов не родившихся,пытки тысяч людей,лагеря смерти около каждого нашего городка не считая европы,публичные дома около каждого оккупированного селения, изнасилования сотен а то тысяч наших женщин,выкачивания крови из детей,людей не выдержав напряжения и сошедших с ума..., последующие смерти и калечения от оставшихся боеприпасов мирного населения и т.д.? Я молчу уже про сожженные деревни,уничтоженные города,вся промышленность и хозяйство в руинах. И это еще не все!!! Ваш Мозг может это хоть на десять процентов вместить? Так что оставьте это немецкое оборудование,которое вы пожалели на своей совести.
boris_kokotov
Nov. 26th, 2016 05:14 pm (UTC)
Не надо кипятиться, Дмитрий. Всё, что Вы написали не вычеркнуть из души. Но, на мой вопрос Вы не ответили. Или не знаете, или считаете (как было в СССР), что задавший вопрос уже враг народа.
Дима Евстратенко
Nov. 27th, 2016 04:27 am (UTC)
Я не идеализирую СССР,но всегда сравниваю сегодняшнее время с прошлым. что за вопрос?
prmarina
Nov. 27th, 2016 11:18 am (UTC)
Я бы сказала, что СССР, как и Куба, были страной мечты, которую не выдержали ни плечи ее руководителей, ни плечи народа. За любую ечту нежно заплатить цену
Дима Евстратенко
Nov. 28th, 2016 08:30 am (UTC)
может плечи руководителей и не выдержали. власть всегда соблазн,особенно когда человек абсолютно материален,но народ не был против СССР. Именно борьбой за власть и уничтожили СССР. хоть гектар земли,хоть имение,хоть заводик но я буду здесь царем.... вот так и мыслили они. Развал СССР в сущности повторяет раздробленность Руси.Только там были братья по крови,а здесь по идеологии или по духу. только духа ни там ни там не было. остальное дело времени и пропаганды. и каждый народ начнет почитать своего хозяина,царя или президента,ложить головы и считать ,что наш,как раз царек правильный... И пошли брат на брата,народ на народ.....,хотя в прошлом были едины и победа была одна!
prmarina
Nov. 28th, 2016 09:52 am (UTC)
Народ просто поманили очередной сказкой лживые сказочники. И тк по кругу
boris_kokotov
Nov. 27th, 2016 09:44 pm (UTC)
Повторяю вопрос, Дима. В тексте было сказано, что немцы вывозили из Киева производственное оборудование. Я и спросил:" А известно ли какое оборудование вывозили?". А Вы занервничали и стали меня учить жить. А СССР я привёл , т.к. имею собственный опыт задавания вопросов и получения в ответ не ответ, а клеймо:" Ты антисоветчик".
Дима Евстратенко
Nov. 28th, 2016 08:34 am (UTC)
не стал я вас учить жить. вывозили оборудование в первую очередь с заводов,к примеру станки. но компенсировало это в плане промышленном ? Нет.
boris_kokotov
Nov. 28th, 2016 04:16 pm (UTC)
Это-то мне и стало интересно: вывозили станки. Это значит, что в СССР были станки лучше или не хуже немецких, американских и т.д. Это и здорово. Здорово не в том смысле, что хорошо, а хорошо, что в СССР был-таки свой высокий уровень.
shahtara
Nov. 7th, 2016 02:46 am (UTC)
Жалко парня - герой !
prmarina
Nov. 7th, 2016 07:21 am (UTC)
А сколько было таких парней, чьи имена остались неизвестными?