?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Надежда на блицкриг

Очередным блицкригом представлялась начатая 22 июня 1941 года война Германии против СССР, которая стала для многих немцев полной неожиданностью, как и для жителей советской страны. Тогда в вермахте было введено ограничение права переписки, и в целом подготовку к войне держали в строжайшем секрете. Хотя уже за несколько месяцев до начала кампании проводилась масштабная подготовка и к германо-советской демаркационной линии в Польше стягивались войска, но к чему ведет подготовка понимали лишь те, кто был с ней связан.



Информационная же политика была следующей: до 1939 года в Германии велась безумная антисоветская пропаганда. Но уже во время подготовки "пакта Молотова-Риббентропа" эту пропаганду свернули. И в следующие два года - до июня 1941-го - антисоветской пропаганды не было. Германские СМИ не расхваливали СССР, просто сообщения о нем исчезли из новостей.
Это означает, что население Германии, которое читало газеты или слушало радио, просто не знало, что происходит в Советском Союзе.Пропаганда возобновилась с новой силой в день нападения на СССР и была намного отвратительнее, чем все, что было в предыдущие годы. В германских СМИ проводилась прямая связь между большевизмом и еврейством, советских граждан изображали "азиатскими недочеловеками" ("asiatische Untermenschen"). Это было расистское отношение к СССР.

Если не считать нацистских фанатиков, простое население не было заинтересовано в войне с Советским Союзом. Для большинства немцев война стала неожиданностью. Многие из них верили в пропаганду о том, что это будет "блицкриг". Мало у кого была перед глазами карта СССР, поэтому широкое распространение получило представление о том, что достаточно захватить города в европейской части, а остальной Советский Союз и сам развалится. Германское же руководство считало, и это было отчасти оправдано, что Большой террор - волна репрессий, направленная, в том числе против военных, - сильно ослабил СССР. Кроме того, Германия не могла не заметить, какой тяжелой была советско-финская война. Она завершилась полупобедой или полупоражением, в зависимости от того, как на это смотреть. В любом случае, можно было сделать вывод, что раз уж у Советского Союза такие проблемы с Финляндией, то "победоносной германской армии" будет легко разгромить СССР. Это, конечно, было не так. Немцы не приняли во внимание готовность советской армии к обороне. Кроме того, они недооценили способность советского руководства после периода первоначального шока изменить политику и поднять население на сопротивление оккупационной армии.

По материалам интервью DW профессора Франка Гольчевского (Frank Golczewski) - эксперта по вопросам истории Восточной Европы, преподавателя Гамбургского университета.

Tags:

promo prmarina may 9, 2017 23:29 32
Buy for 10 tokens
9 мая - почти религиозный праздник. Действительно, массовое поминание предков - не одна ли из составляющих религиозного восприятия? Да и деление на парадную и народную часть имеют церковную аналогию. Парад - это торжественная литургия, а "Бессмертный полк" - это поминовение своих родных.…

Comments

moyahataskrayu
Jun. 22nd, 2016 02:09 pm (UTC)
Довольно реалистичное интервью, как на мой взгляд. Интересно, насколько в Германии популярны псевдоистории, публикуемые Резуном-Суворовым о начале войны?
akatov99
Jun. 22nd, 2016 03:32 pm (UTC)
Насколько они(Резун) псевдоистории?
Посмотрим с Марса:
СССР провел несколько военных операций накануне 22 июня:Прибалтика(3 страны), Польша, Финляндия,Бессарабия.
Его агрессивность была по фактам никак не меньше чем у Германии. Его идеология была не менее агрессивна и стартовала раньше (1917г.) нацистской(1933г.) . Само население не хотело воевать в обеих странах.
СССР имел гигантский перевес во всех компонентах:в несколько раз больше танков, самолетов и людских резервов у своих границ.
С этим можно справиться только опережающим ударом, но не в обороне.
Все выглядело как накануне 6-дневной войны(1967г.)*
-----------------------------------------------------------------------

*https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0


moyahataskrayu
Jun. 22nd, 2016 04:03 pm (UTC)
В Прибалтике, Польше и Бессарабии военные операции прошли только по согласованию с Германией, и после начала ею войны, когда Польша была фактически разгромлена. Советско-финская война была "пирровой победой". Все перечисленные операции можно считать попытками отодвинуть на запад рубежи обороны в ожидаемой войне с Германией. Не похоже, чтобы после изгнания Троцкого в СССР всерьез рассматривали задачу "всемирной революции". Всякие теракты и агентурные сети -да, но завоевание указанных регионов - только по договоренности с немцами.
Перевес в танках и самолетах, возможно, и был, но качество этой техники уступало немецкой в начале войны.
Кто готовился к 6-ти дневной войне, по-Вашему? Основная идея книг Резуна в том, что именно Сталин готовил опережающий удар, но опоздал.
akatov99
Jun. 22nd, 2016 04:40 pm (UTC)
"Все перечисленные операции можно считать попытками отодвинуть на запад рубежи обороны в ожидаемой войне с Германией. Не похоже, чтобы после изгнания Троцкого в СССР всерьез рассматривали задачу "всемирной революции". Всякие теракты и агентурные сети -да, но завоевание указанных регионов - только по договоренности с немцами. "
От "всемирной революции", согласен, Сталин отказался, но не от прихватить, что плохо лежит(по договоренности лучше, чем без). Его стратегия была менее авантюрной, чем у Троцкого и Гитлера(близнецы-братья)-поэтому он и выиграл.
Мощный ресурсный перевес зафиксирован у военных специалистов:
R.E. Dupuy, T.N.Dupuy The encyclopedia of military history NY NY 1977 page 1078
D.J. Goodspeed. The german wars. 1977. page 391 isbn:0-517-467909
"Основная идея книг Резуна в том, что именно Сталин готовил опережающий удар, но опоздал."
Об этой версии я слышал задолго до перестройки, не зная Резуна.
Мой вывод:версия не безусловна, но не фантастична.
prmarina
Jun. 22nd, 2016 05:07 pm (UTC)
Как мне кажется, все-таки идеи захвата глобального у СССР не было. Как не видится, Сталин пытался восстановить границы Российской империи, потерянные после 17-го. Естественно - это тоже подавление воли народов, но с доктриной Гитлера есть большая разница
akatov99
Jun. 22nd, 2016 05:50 pm (UTC)
Согласен. Полагаю, что Сталин еще до ВМВ трансформировался в великорусского шовиниста из умеренного коммуниста с использованием ленинской фразеологии из тактических соображений. Но после 1812-1815гг. границы России были далеки от ее официальных границ, т.к. пруссаки и австрийцы были ее клиентами, а Франция была повержена. Именно на таких условиях И.В. и был готов дружить с Германией.
prmarina
Jun. 22nd, 2016 06:23 pm (UTC)
Полагаю, что Сталин еще до ВМВ трансформировался в великорусского шовиниста из умеренного коммуниста с использованием ленинской фразеологии из тактических соображений.

Не совсем так, но насчет геополитики - да
vikazina1
Jun. 23rd, 2016 06:03 am (UTC)
"Информационная же политика была следующей: до 1939 года в Германии велась безумная антисоветская пропаганда. Но уже во время подготовки "пакта Молотова-Риббентропа" эту пропаганду свернули. И в следующие два года - до июня 1941-го - антисоветской пропаганды не было. Германские СМИ не расхваливали СССР, просто сообщения о нем исчезли из новостей... Пропаганда возобновилась с новой силой в день нападения на СССР и была намного отвратительнее, чем все, что было в предыдущие годы" - маркер и для сегодняшнего дня. Например мой австралийский друг сказал что Россия отсталая страна, в космосе Россия отстала от США лет на 200. На вопрос откуда такие сведения он ответил что это всем известно,но есть в СМИ. На другой вопрос о том что без русских двигателей в США закроется космос, ответ такой - это правда, но на самом деле Россия отсталая страна. Когда ему говоришь что Япония покупает роботов в России, следует стандартный ответ что Россия отсталая страна. И да, он признает что наше оружие лучшее в мире, наша оборона лучшая в мире, судя по тексту, онвсе это пересказывает из газет, которые и я читаю, но! Это все потому что Россия отсталая страна третьего мира)))) Это они ошибку делают. Как и немцы. С тем же результатом
sergey_777
Jun. 23rd, 2016 02:04 pm (UTC)
Полностью согласен с вами. Аналогия с подготовкой к войне прослеживается - идет массовое зомбирование западного населения, и даже спортивные мероприятия пытаются использовать с целью дискредитации России. А народ реально тупеет и верит всему - рекламе (даже МММ), зомбо-газетам, зомбо-ящикам. Сын учился в Америке и Англии - говорит - туповата средняя масса, особенно в США, даже с высшим образованием, не хотят думать, анализировать, иметь свое мнение. А такая толпа управляема умными пиарщиками.

А войны, конечно, не будет. Хотя 50 американских депутатов вчера предложили бомбить сирийский народ, чтобы он полюбил любимую США "оппозицию"...Слишком много ядерного оружия, безумно много. А все одним разом сдохнуть в ядерной войне не хотят, главный инстинкт первобытный - самосохранения срабатывает у психически здоровых...Но их с каждым годом все меньше :)
vikazina1
Jun. 23rd, 2016 02:44 pm (UTC)
Для моей дочери было реальным шоком узнать что она знает английскую грамматику, а знакомые англичане, американцы - нет. У нас как бы считается что знать русский язык престижно, писать грамотно, ударения ставить, синтаксис. Она была страшно поражена, знакомые ведь не грузчики, а типа образованные. И все остальное так же. Приехал сын подруги из США в отпуск. Я спрашиваю - что говорят о политической обстановке. А он говорит: у нас не принято об этом говорить, это неприлично. Бомбить Хиросиму прилично, а говорить об этом - нет. ПРИЧЕМ ОН настаивает что нормальные люди это не обсуждают - типа я ненормальная. Я спросила его, а что, он даже не знает чтов Вест Пойнте Обама сказал что американцы сверх люди? Как Гитлер? Он чуть не помер))) Но не свернул с линии, что об этом не говорят. Беседу я закончила рассказом про ОрадурСюрГлан. Из первых рук знаю что там сверхлюди вытворяли. Твари.
sergey_777
Jun. 23rd, 2016 04:03 pm (UTC)
Спасибо, vikazina1, оживил в своей памяти Орадур-Сюр-Глан http://loveopium.ru/arxitektura/oradur-syur-glan.html
vikazina1
Jun. 23rd, 2016 05:06 pm (UTC)
Я - не забуду никогда. К нам в Норильске на 9 мая приходил человек, который там был, рассказывал нам. Бежал, воевал во французском сопротивлении, имел орден пурпурного легиона. Потому что был сверхгероем. Вернулся в Россию. Кроме того могу сказать, что мои личные знакомые, узники самых страшных концлагерей включая Освенцим, которые были там и выжили, они говорили что хуже чем к русским ни к кому не относились немцы. Мой год рождения 62, я мноооого слышала историй, даже , знаешь, в поезде едем, все уснули а два мужика разговаривают, год наверное 68, говорят про немецкие концлагеря, оба там были. И вот не складывается у меня, понимаешь? Не было этого холокоста. Вернее он был против русских. Русские для них смерть. И на Украине мы это наблюдаем, главное - не остаться русским.
vikazina1
Jun. 23rd, 2016 06:08 pm (UTC)
Посмотрела ссылку.Это их история. А я про наших. Когда зключенные попадали в этот лагерь - не населенный пнкт, а обратите свое внимание, заключенные попадали в контрационный лагерь ОрарадурСюрглан, они направлялись на работы. Работы заключались в том что узники кирками рабивали камени в щебень. При этом их не кормили. Кто обессилел и падал - того на месте добивали выстелом в голову. Мой собеседник это выяснил в первый день и понял что единственный способ выжить - побег. И он бежал, не один, да, благодаря нашему русскому сумели убежать еще несколькео человек. А вы даете ссылку на тагедию местных жителей. А это - неправда. Т.е. да, убили местных, это не моя иострия. Но самый смысл что это был лагерь смерти для многих людей. Понимаете разницу? Нет?


Edited at 2016-06-23 06:10 pm (UTC)
sergey_777
Jun. 24th, 2016 07:03 am (UTC)
Все я понимаю, всех убивали...Но то, что именно к русским было самое зверское отношение, не достойное звания людей, так это цифры потерь в ВОВ говорят - 27 миллионов...Хотя ненамного лучше относились и к белорусам, и к украинцам, и к евреям и многим-многим другим - мы все для них были недочеловеки...Впрочем и сейчас многие на этом свете так считают, включая заокеанских туповатых "друзей", любящих комиксы вместо книг и набитое пузо чипсами до 150 кг + 2 машины в гараже :)

Кстати, труднее им будет всей Европой управлять, если ЕС развалится из-за туч нахлебников :) Но это другая история :)
vikazina1
Jun. 24th, 2016 07:28 am (UTC)
Русские-белоруссы-украинцы для них все были русские. Это были территориальные признаки, а не национальные. Мы все были русские. И да, все советские для них = русские. Хоть татарин, хоть кто. Британия на референдуме проголосовала за выход. Я не понимаю. Если Крым проголосовал, а Европа говорит что это нет, тогда и на английский референдум надо наплюнуть. Для ослабления Европы развал необходим. Неужели развалят?! И говорят - несколько лет потребуется. Тоже странно, когда они Советский Союз валили, то референдум, где люди в массе были за Союз, значения не имел, времени дали день. И все. И ограбили Россию со всей жестокостью. Ладно, будем смотреть. Эти маленькие страны, они все как украинцы, каждый смотрит кто съел сало и тянет одеяло на себя. Сразу было ясно. Теперь их будут втягивать в орбиту США поштучно.
prmarina
Jun. 24th, 2016 07:31 pm (UTC)
Стоило уехать на пару дней в деревню - и на тебе ЕС валится
vikazina1
Jun. 25th, 2016 06:31 am (UTC)
Да. Моему возмущению нет предела. С точки зрения внешнего наблюдателя вся эта история такая... поломанная. Украина мечтает вступить, а там такие разборки, сейчас все шантажом занялись что будут выходить. Никто им выйти не даст конечно, но разброд и шатание бар
prmarina
Jun. 24th, 2016 07:22 pm (UTC)
Вообще 27 миллионов граждан СССР. Кстати самый блольшой процент населения потеряла Беларуссия
vikazina1
Jun. 25th, 2016 06:32 am (UTC)
ТАк война была на территории Белоруссии в том числе. На территории Татарии или Забайкалья не было.