?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рейхстаг с развевающимся алым стягом Победы - символ окончания Великой Отечественной. В то же время, восстановленный рейхстаг - символ поражения СССР в холодной войне. Здание, как никакое другое, отражает историю прошлого столетия.



Германская империя (Deutsches Kaiserreich) во главе с Пруссией - с прусским королем Вильгельмом I (Wilhelm I.) на императорском троне и "железным канцлером" Бисмарком во главе правительства была провозглашена 18 января 1871. Империя являлась федерацией из 25 государств - четырех королевств, шести великих герцогств, пяти герцогств, семи княжеств и трех свободных городов. Новый имперский парламент (Reichstag) начинает работать в Берлине во временных помещениях. Уже через несколько месяцев он принимает постановление о строительстве достойного репрезентативного здания, после чего начинаются поиск участка и международный архитектурный конкурс. С этого момента до новоселья пройдет 23 года. Строительство Рейхстага было закончено в 1894 году, сооружалось 10 лет по проекту Пауля Валло (Paul Wallot) в стиле неоренессанса с использованием элементов барокко. Название здания принято писать с большой буквы, заседавшего в нем парламента кайзеровских времен - с маленькой.



В закладке фундамента Рейхстага участвовал первый германский кайзер Вильгельм I (Wilhelm I), а закончилось строительство уже при его внуке - последнем германском кайзере и короле Пруссии Вильгельме II (Wilhelm II.). Строительство обошлось в 24 миллиона рейхсмарок. Их взяли из французских репарационных выплат после войны 1870-71 годов. Кайзеру Вильгельму Второму здание не понравилось. Он сравнивал его с катафалком и отказался награждать архитектора. Кроме того император воспрепятствовал установке дарственной надписи "Dem deutschen Volke" - "Немецкому народу", которая несла двойную смысловую нагрузку.

Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов.



С 1894 по 1918 годы в здании Рейхстага в Берлине работал имперский парламент кайзеровской Германии, а затем вплоть до пожара 1933 года - парламент Веймарской республики, из окна которого она и была в свое время провозглашена. Вновь стать резиденцией парламента зданию было суждено лишь в 1999 году.

Поджог Рейхстага послужил формальным поводом для расправы с оппозицией и захвата власти национал-социалистами, а его обстоятельства до сих пор окончательно не расследованы. В поджоге Гитлер обвинил коммунистов, а коммунисты - Гитлера. Во время пожара зал заседаний Рейхстага практически полностью выгорел. Следующий однопартийный "парламент" (тут уже надо поставить кавычки), в который вошли исключительно депутаты от НСДАП, проводил свои заседания в Кролль-опере (Krolloper) около Бранденбургских ворот. Этот опереточный "парламент" берлинцы язвительно называли "самым высокооплачиваемым мужским хором в мире" ("höchstbezahlter Männergesangsverein").

нтересный факт. Во время поиска участка для строительства Рейхстага, на что после принятия соответствующего решения в 1871 году ушло более десяти лет (мы рассказывали об этом в предыдущей части репортажа), депутатам предлагали приобрести Кролль-оперу и построить здание на ее месте. Они несколько раз ставили вопрос на голосование, но неизменно отвергали этот вариант. Депутаты не хотели, чтобы здание кайзеровского парламента стояло на месте бывшего увеселительного заведения...

На протяжении первого послевоенного десятилетия здание, оказавшееся в западной части Берлина, находилось в полуразрушенном виде. В 1954 году из-за угрозы обрушения взорвали остатки купола, хотя, по мнению некоторых архитекторов, без особой на то необходимости. Вскоре решили провести ремонт, однако в условиях разделенной Германии не было ясно, в каких целях использовать здание Рейхстага.
Ремонтные работы затянулись до 1973 года. Западногерманский архитектор Пауль Баумгартен (Paul Baumgarten), выигравший конкурс, отказался от восстановления купола, а также, что вполне соответствовало прагматичному духу 60-х годов, удалил множество резных и штукатурных украшений в стиле неоренессанса и необарокко, ссылаясь на то, что они и так сильно пострадали во время войны и постепенно разрушались после нее.

Стены внутри облицевали белыми панелями, под которыми скрыли следы боев, а также автографы советских солдат, таким образом - вольно или невольно - сохранив их для будущего. Бывший зал заседаний, сгоревший в 1933 году, восстановили, причем, с расчетом на воссоединение Германии, чтобы хватило места всем депутатам. В некоторых помещениях была размещена историческая экспозиция, рассказывающая об истории здания.

После объединения Германии, в 1995-1999 годах, перед переездом столицы Германии из Бонна в Берлин практически все изменения, внесенные Баумгартеном, исправили, ориентируясь на оригинальные планы Валло. Но реконструкция, конечно же, не преследовала цели восстановить Рейхстаг в прежнем виде. Сохранение следов истории было одним из условий открытого международного конкурса, который выиграл британский архитектор Норман Фостер.

О взятии Рейхстага в 1945 году посетителям и депутатам напоминают надписи, сделанные солдатами Красной Армии. Сейчас, благодаря специальной реставрационной технологии, они выглядят так, будто появились только вчера. Все солдатские автографы, обнаруженные на стенах после снятия "баумгартенской" облицовки, сначала зафиксировали на фото, а затем перевели на немецкий язык.

Часть надписей оставили для обозрения, часть пришлось убрать под штукатурку, но так, чтобы их сохранить, то есть законсервировать. Надписи, содержавшие нецензурные слова и непристойности, удалили, предварительно согласовав это с российскими дипломатами.

Во время экскурсий по зданию гиды любят повторять историю про первых депутатов, попавших в Рейхстаг после переезда парламента из Бонна в Берлин. Один из них, увидев автографы советских солдат, подумал, что это свежие следы, оставленные какими-то хулиганами в только что отремонтированных помещениях. Депутат позвонил в управление делами парламента, чтобы рассказать об этом вопиющем безобразии, но там ему объяснили происхождение и смысл этих надписей. Отметим, что не всем депутатам понравилась тогда идея сохранить исторические напоминания, но поддержки они не получили.

Источник


Tags:

promo prmarina may 9, 2017 23:29 33
Buy for 10 tokens
9 мая - почти религиозный праздник. Действительно, массовое поминание предков - не одна ли из составляющих религиозного восприятия? Да и деление на парадную и народную часть имеют церковную аналогию. Парад - это торжественная литургия, а "Бессмертный полк" - это поминовение своих родных.…

Comments

shabanov_f
May. 8th, 2016 09:11 am (UTC)
"Многие расписывались на Рейхстаге или считали своим долгом обоссать его стены. Вокруг Рейхстага было море разливанное. И соответствующая вонь. Автографы были разные: «Мы отомстили!», «Мы пришли из Сталинграда!», «Здесь был Иванов!» и так далее.

Лучший автограф, который я видел, находился, если мне не изменяет память, на цоколе статуи Великого курфюрста. Здесь имелась бронзовая доска с родословной и перечнем великих людей Германии: Гёте, Шиллер, Мольтке, Шлиффен и другие. Она была жирно перечеркнута мелом, а ниже стояло следующее: «Е...л я вас всех! Сидоров». Все, от генерала до солдата, умилялись, но мел был позже стерт, и бесценный автограф не сохранился для истории".

Из воспоминаний Николая Никулина.
hellenodintsova
May. 8th, 2016 10:19 am (UTC)
"Любые мемуары – вещь крайне субъективная. Часто они писались для однополчан, и в задачу мемуариста входило не забыть и не пропустить ни одной фамилии, дабы не обидеть хорошего человека. Но есть и те, что написаны для себя, чтобы оправдать свои действия, «облегчить душу», и т.п. Не скрывает этого и Николай Никулин, сообщая о том, что записал свои воспоминания, чтобы исторгнуть из себя всю мерзость войны. Исторгнуть получилось блестяще, но вызывает сомнения искренность автора. Прежде всего, отторжение вызывает описание Никулиным людей, с которыми его сводила война. Если человек в описании автора умелый воин и хороший специалист – следом он обязательно алкоголик, насильник, наделён физическими недостатками, и прочее. Если же описание человека начинается с положительных качеств – жди беды: это практически неизбежно, как в плохом детективе, будет последняя сволочь. В книге нет ни одного упоминания женщин на войне с положительной точки зрения – это исключительно объект сексуальных домогательств. И здесь мы должны ещё раз постулировать: взгляд мемуариста – это взгляд его души. Если человек заточен только на то, чтобы видеть негатив, ничего другого он увидеть не сможет. Включённая психологическая защита в форме вымещения не позволяет автору не то что быть объективным, а заставляет его выискивать, смаковать, а иногда и додумывать негативные ситуации и поступки." http://warspot.ru/3143-voyna-nikolaya-nikulina-pravda-i-lozh-memuarov
prmarina
May. 9th, 2016 03:44 pm (UTC)
Люди везде оставались людьми. Были и истории большой любви. Истории предательств. А были простые солдаты, которые просто честно воевали. И погибали. Страшная была война.
krampnitz
May. 11th, 2016 08:46 am (UTC)
Только вчера с супругой смотрели хронику и думали о том , что зря немцы с таким фанатизмом бились за Берлин , тем самым дав повод разрушить многие исторические здания , особенно в центре города , хотя финал истории уже был очевиден. Жаль замечательный город медведя.
prmarina
May. 11th, 2016 06:39 pm (UTC)
Наши тоже бились за Москву. И блокада Ленинграда была. А Дрезден союзники разбомбили. Я выросла в Берлине (восточном, ГСВГ). В 70-х там еще стояли разбитые нереставрированные здания.