?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Моцарт и Сальери

Многовековой ПИАР сделал из талантливого композитора Сальери завистника и злодея. Хотя уже давно доказано, что Моцарт умер не от отравления, молва и многочисленные художественные произведения исследуют зависть на примере ни в чем не повинного человека. Репутации Антонио Сальери не повезло, хотя он был одаренный композитор, отличный антрепренер и, к тому же, учитель Бетховена и Шуберта. Кстати, и стареющим злодеем изображают его напрасно - разница в возрасте между Моцартом и Сальери на самом деле составляла всего шесть лет.

Недавно было обнаружено еще одно свидетельство того, что между Моцартом и Сальери были достаточно близкие дружественные отношения, и они даже выступали соавторами. Найдена часть партитуры к считавшейся пропавшей кантате KV477а, которую рыцарь Людвиг Алоис фон Кехель (Ludwig Alois Ferdinand Ritter von Köchel) внес в свой знаменитый "Хронологически-тематический указатель всех сочинений Вольфганга Амадея Моцарта". Причем найдена она среди перечня либретто опер Сальери. Открытие посчастливилось сделать немецкому музыковеду и музыканту Тимо Херману (Timo Jouko Hermann), специалисту по творчеству Сальери в музыкальном отделе Пражской национальной библиотеки.


На странице нотной вклейки - конец сочиненного Сальери и начало строфы, положенной на музыку Моцартом

Найдена не полная партитура, а лишь издание текста, принадлежавшего перу легендарного либреттиста Моцарта (и, кстати, Сальери тоже) аббата Лоренцо да Понте. Однако к изданному в Праге тексту прилагается вклейка с образцами музыки! Из тридцати пышных строф, которыми разразился аббат да Понте, на музыку положены лишь четыре: первую строфу "озвучил" Сальери, музыку к двум следующим сочинил Моцарт, финал же написал некто Корнетти.

Кантату соавторы создали осенью 1785 года, как сообщает газета "Венский листок", в качестве "радостной песни по случаю выздоровления мадам Стораче". Речь идет о знаменитой в то время певице Анне Стораче. Красавица итальянка выросла в Лондоне (из-за чего ее имя порою пишется как Нэнси Сторас) и вскружила голову не одному любителю бельканто. Поговаривали и о романе ее с Моцартом. Но достоверно известно лишь то, что композитор восторгался ее вокальными и актерскими данными и именно "с прицелом" на Стораче писал партию Сюзанны в "Свадьбе Фигаро", которую та вскоре и исполнила.

Певица была сильного характера и била мужа. Но привлекательность и голос вербовали ее сторонников даже среди царственных особ. Известно, что когда кайзер Иосиф Второй (Joseph II) прознал, что Стораче поколачивает мужа, наглеца выдворили по высшему указанию за пределы Австрии.



1 июня 1785 года для Стораче стал реальностью страшный сон любого певца: прямо во время спектакля (характерным образом, речь шла об опере "Несчастные супруги", написанной братом певицы Стефано Стораче) Анне отказал голос. На его восстановление ушло около полугода, после чего певица вернулась на венскую оперную сцену к вящей радости всей музыкальной братии во главе с да Понте, Моцартом и Сальери. Кстати: "Офелией" в названии кантаты Нэнси именуется из-за того, что именно эту партию она должна была петь в опере Сальери "Пещера Трофония". Премьера также была отложена из-за болезни певицы.

Кто такой господин Коретти, значащийся третьим соавтором музыки, науке неизвестно. Учитывая, что в газетах того времени его имя выделено курсивом, можно предположить, что речь идет о псевдониме, под которым мог скрываться высокопоставленный поклонник певицы. В пользу этой догадки говорит и любительское качество музыкального текста.
Обнаруженные фрагменты музыки невелики, но, тем не менее, по ним можно в значительной мере восстановить сочинение или, по крайней мере, написать убедительную импровизацию на темы Моцарта и Сальери, дописав к ним партию генерал-баса, что для специалиста не очень сложно. Именно этим и занимается в настоящий момент Тимо Херман. Публикация восстановленной кантаты и ее исполнение назначены на февраль.

Источник


promo prmarina may 9, 2017 23:29 32
Buy for 10 tokens
Всех с праздником Победы! Не смогла пойти на Киевский "Бессмертный полк", но, по словам очевидцев, людей было много больше прошлогоднего. Смотрела "Бессмертный полк" в Москве под комментарии Соловьева и Михалкова. Согласна с одним замечанием. 9 мая - стал религиозным…

Comments

warikap
Jan. 31st, 2016 11:35 am (UTC)
Если бы кто-то не пустил слух,что Сальери отравил Моцарта,то их обоих уже
давно забыли бы все,кроме немногочисленных меломанов.А при таком раскладе,не
мытьём так катаньем,но всё же прославились.Бывало,разгадываешь кроссворд,а там написано:"Итальянский композитор,убийца Моцарта".Даже ребёнок отгадает.
А начнёшь умничать,напишешь:"Автор оперы "Семирамиды",и всё - тупик.
prmarina
Jan. 31st, 2016 12:22 pm (UTC)
Не согласна. Моцарт таки гений - доказано Нокиа
warikap
Jan. 31st, 2016 02:22 pm (UTC)
Так разве я спорю,что гений?Какое это имеет отношение к популярности? Герострат-то,прав оказался - помнят именно его,а не строителей храма
Артемиды.
prmarina
Jan. 31st, 2016 02:42 pm (UTC)
У него есть произведения, которые остаются популярными. С запоминающейся мелодикой. Но история жизни, как и глухота Бетховена способствовала тому, что самые малообразованные члены общества слышали эти фамилии. Кстати "Турецкий марш" исполняют даже в детсадиках.
akatov99
Jan. 31st, 2016 07:12 pm (UTC)
Зато Дантесу повезло:его и знают больше чем Сальери и он же действительно убил, без обману.
prmarina
Feb. 1st, 2016 12:29 pm (UTC)
Дантес вообще прославился на шару