?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Исторический съезд

В журнале "Огонек" за июнь 1990 интервью с Николаем Травкиным. Был такой очень модный депутат всех не менее модных Съездов Народных депутатов. Помню, что он был всем демократом демократ. Вот как он видел события после исторического Съезда Народных депутатов России, где была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
1990_25__03
(фото может быть и не с исторического съезда, но символично)

Николай Ильич, у меня один главный вопрос: как избирали Председателя Верховного Совета России? Ваше восприятие развернувшихся на Съезде событий? Всем была ясна еще до начала Съезда цена ставки: куда Россия, туда и вся страна. Это ощущалось?
— Да, уже во время предвыборной кампании. А когда съехались на Съезд, ощущение еще более усилилось: решается не только судьба России.
Выбирая Председателя, выбирали не человека, а направление. Выбираем одного — Россия идет в сторону раскрепощения, здравого смысла, нормальной экономики. Движемся к нормальному человеческому обществу. Выбираем другого — возвращаемся назад. Есть и третий вариант: оставить все, как было.
И предлагаемые кандидаты на пост Председателя Верховного Совета как раз подчеркнули: выбирается направление — Ельцин или Полозков. Два крайних полюса. Если Полозков — идем назад, в командное прошлое, ко всеобщей деградации. Свою главную мысль Полозков выразил так: мы в состоянии взять обстановку под контроль и вести Россию к идеалу.
— Опять — под контроль? Под ИХ контроль и к ИХ идеалу?
— Что и было всегда.
Вторая позиция — Ельцина, она ясна.
И Власов: есть возможность ничего не менять. Политбюро всегда ставило своих наместников над Россией — вот. мол, вам опять наместник «от Политбюро»».
— А какова была раскладка сил? Ясна ли?
— Когда шли выборы, высказывались разные мнения: сколько консерваторов, сколько демократов...
По анкетным данным получалось, что 25 процентов депутатов не подвержены исправлению. Это верхняя номенклатура — партийная, советская, хозяйственная (ибо всех остальных нельзя относить к консервативной части), ну и, конечно, высшее руководство республики, КГБ. МВД.
Значит, наш потенциал — 75 процентов. А в нем около 30—40 процентов — люди, прошедшие выборы под знаком «Демократической России»».
Первые дни Съезда показали: прогноз правильный.
В ходе второго дня работы Съезда, когда утверждалась повестка дня — отчет ли послушать, или сразу выбирать,— перевес был очевидный: подавляющее большинство за повестку дня, предлагаемую «Демократической Россией»». И она прошла полностью.
— Разделение на Съезде отражает реальный расклад сил в России? Или это издержки выборов?
— Здесь однозначной оценки нет. Общество движется, меняется все-таки в позитивную сторону. Ибо. если у нас действительно половина общества не желала бы перемен, то ни одна реформа не прошла бы. А общество все-таки кое-что сегодня впитывает. Необходимость рыночной экономики до большей части дошла, другое дело — как двигаться к рынку, за счет чего его вводить, но то, что рыночная система нужна,— это уже прозрение! Несколько лет назад мы вообще о рынке без плевка не говорили.
Думаю, что вопрос о суверенитете России будет одним из самых серьезных столкновений в дальнейшей работе Съезда.
— А Ельцин? Как он понимает?
— Ельцин, конечно, понимает суверенитет, как государственный, а не как подарок, в объеме прав, пожалованных Президентом.
— А к чему зовете (партия "Демократическая Россия")?
— К обществу, которое живет по законам здравого смысла. Все, что сегодня провозглашается в демократических институтах, мы поддерживаем. Рыночная экономика — хорошо, да. Но мы предлагаем свой путь перехода к ней. Отличный от того, который предлагает сегодня правительство под руководством КПСС. Мы уверены, что можно сегодня перейти в России к рынку без ущемления человека, даже в момент перехода. Мы не Польша. В Польше ничего нет. И ей нужно правительство, которое обладает доверием, и за счет этого доверия люди длительное время готовы терпеть.
Доверие необходимо и нам. Потому мы сегодня избрали Ельцина, у которого есть кредит доверия. Но мы говорим: почему, чтобы навести порядок в ценообразовании, надо обязательно повышать налоги? Почему надо начинать с налогов? Нет, говорим мы, налоги можно снизить.
— Где взять ресурсы? Где взять деньги?
— Прежде всего в военно-промышленном комплексе. Правительство Рыжкова почему-то ни копейки не собирается оттуда брать. А мы возьмем, в том числе и с тех государственных программ, которые не сработают на человека никогда,— со всех этих вращений рек против часовой стрелки, с осушений болот, со строительства сотен заводов на старых технологиях. Развернуть ресурсы государственных программ на человека.
Развернули, давайте посмотрим — хватит или нет, чтобы изменить ценообразование и при этом повысить автоматически зарплату. Не хватило? Где дальше брать деньги?
Давайте перестанем заниматься благотворительностью в отношении всего мира, чтобы там не плевали на нашу коммунистическую идеологию только потому, что мы их кормим.
— Отказ от идеологизированных символов?
— Давайте вернем и деньги, которые уходят на содержание ненужных аппаратов. На эти «народные контроли».  Давайте развяжем руки предпринимателю. Для этого нужно перестать шарахаться от таких понятий, как «частная собственность», от того, что «распродают Россию». Весь мир уже забыл и не считает, от чьего имени действует фирма,— был бы товар на прилавке. По доступным ценам и хорошего качества. Давайте интегрироваться в мировую экономику.
То есть интеграционные процессы и развязывание рук предпринимателям — вот огромный потенциал России. Мы сидим на добре, которое превращаем в дерьмо, и говорим, что его нельзя продать, потому что оно стратегическое. Вопрос стратегичности правительство сегодня трактует так: ну и что. что нам не нужно, что у нас пропадет? Если они покупают, им нужно, если они от этого будут сильнее, значит, это стратегия. Пусть лучше вообще пропадет, лишь бы они не стали сильнее.
В политике мы провозглашаем, что идем на разоружение, а хозяйственную политику ведем по принципу «не позволим».
Это началось с артели Вадима Туманова, затем — кооператива Артема Тарасова. Подобная же провокация была проделана с АНТом. Чтобы показать людям: самое милое дело — это монополия на внешнюю экономику государства. А государство грабило и разоряло страну за счет внешнеэкономической деятельности на протяжении всего времени.
Итак, развяжем руки предпринимателю. Опять не хватит? Надо идти на разгосударствление, включая приватизацию. Для чего мы сидим как государство на парикмахерских? Почему над ними должны быть тресты, главки и министерства? Пусть люди, которые там работают, их купят. Нет денег, давайте кредит предоставим. Не хотят брать в кредит, пусть берут в аренду и через аренду выкупают. Государство не должно их субсидировать, держать на дотациях. Приватизация — это огромный приток средств, включая землю. Да, крестьянина, который на земле сидит, заставить ее выкупать — грех. Ему надо отдать землю бесплатно и еще приплатить, дать кредиты беспроцентные на машину, на гараж и на дом, только работай. Но дачные участки? Купит их человек? Купит с удовольствием. Причем земля не самый дорогой товар в мире. Зато самый ходовой. По сто рублей за сотку я вам заплачу. А если на болоте — по 50 рублей. Но я буду знать, что это мое. И буду знать, что ко мне не придет председатель сельсовета и не скажет: «Я здесь решил канализацию протащить». Тащи канализацию, но заплати. И я тебе цену назначу, поскольку это мое.
А ведь все это — миллиарды! Говорить, что у нас нет средств, чтобы перейти к ценообразованию и стабилизировать рубль,— это чушь. У нас самая обеспеченная валюта в мире. Не обеспечен доллар, там все продано. Проданы дома, заводы, земля. А у нас ничего не продано, мы же говорим: рубль не обеспечен.
Он обеспечен. Но надо перешагнуть через идеологические стереотипы. Вроде бы здравый смысл подсказывает, что надо сделать шаг, но идеология говорит: «Нельзя».
Я образно сравниваю так: тюрьма, камера. Из камер нас выпустили. Стены этой тюрьмы были сложены из так называемых коммунистических идеалов: «примат классовых ценностей над общечеловеческими», «всеобщая конфронтация», «мир на нас нападет»... и так далее. Эти стены Горбачев разрушил. Нет классовых, есть общечеловеческие ценности и миролюбивая политика. И нас поняли, мир к нам развернулся: смотрите, да они с дерева слезать начали, уже чего-то по-человечески лопочут.
Из внутренней тюрьмы нас выпустили, и мы оказались в тюремном дворике. Нам сказали: вот, теперь демократия, гласность, можете говорить, смотреть, ходить. Все прыгают в этом дворике, а дальше-то забор, колючая проволока — уже не из коммунистических, а из псевдосоциалистических ценностей. «Эксплуатация человека человеком!» «Частная собственность!» На углах забора вышки, на вышках партаппаратчики с рупорами и вещают на весь дворик: «За забор нельзя, там капитализм! Вот здесь, внутри дворика, социализм, мы будем его обновленным делать». Экстремисты призывают: внутри этого дворика мало идеологического пространства, нельзя построить интерес человека к работе, нельзя создать рыночную экономику, надо — за забор! Им с вышек: «Нет, наш народ за забор не пойдет. И никому ломать его не позволит. Все — в рамках социализма!»
Вот наша зашоренность. Сломать этот забор — задача новой партии. Сломать на идеологическом фронте. Убрать с вышек людей с рупорами, развенчать.
И это выводы, которые вытекают из Съезда России. Это и задача Съезда.
— Прошел один из главных его этапов— выборы Председателя. Демократические силы победили.
— Ельцина выбрал не Съезд, его выбрал народ. Не потому часть аппаратчиков отдала свои голоса Ельцину, что они за эти дни прониклись к нему любовью,— тысячи телеграмм пришли в его поддержку, и все же депутаты едут домой, видят настрой людей. И если бы откровенно каждый отдал бы выбор Председателя на решение народа, то большинством голосов был бы избран Ельцин. Процентов 60 с лишним он набрал бы. Кредит доверия есть только у него. И эти ребята из аппарата прекрасно понимают: поставь они кого-то из старой обоймы, не будет доверия, не пойдет ни одна реформа. Значит, начнет нагнетаться обстановка, которая приведет к бунту, а бунта они боятся, потому что бунт сметет всех. А телеграммы однозначны. Донецк, Воркута, Кузбасс, Краснодар. Если не выберете Ельцина — забастовка! Настрой виден. И народ, забастовав, будет прав.

Вопросы от обозревателя «Огонька» Владимира ГЛОТОВА.

Согласна, что много букв. Но - это сокращенный вариант. Наивный гимн капитализму для очень наивных людей. Знали ли они, за что боролись. Что было потом? Сколько людей недосчитались? Что разрушили...
Buy for 10 tokens
У моей подруги, японского гида nina_varo_nina, вышла книга "Россия для японцев". Очень легко читается, приятный язык. Впрочем, с некоторыми рассказами Вы возможно уже знакомы, они публиковались в жж автора. Удивительно, но и второе прочтение идет на ура. Подмечаешь новые детали. В…

Comments

(Deleted comment)
prmarina
Jun. 13th, 2015 04:59 am (UTC)
то, что страна находилась в тупике и превратилась в гигантскую фабрику по производству ненужных товаров, в этом реально что-то было. Экономическая неэффективность.

Но то, что реформирование приведет к образованию олигархического капитализма предвидели единицы. Тогда все уважали Ельцина. И мемом было не "...., Карл!", а "Борис, ты не прав".

Лично я видела, что все приведет к мощному развалу и даже симпатизировала Лигачеву, как человеку, не меняющему убеждений как флюгер.
(Deleted comment)
prmarina
Jun. 13th, 2015 02:59 pm (UTC)
Нет, мне кажется все-таки повторяли его слова с иронией в голосе. Боря, ты не прав
(Deleted comment)
prmarina
Jun. 13th, 2015 08:47 pm (UTC)
Ага, прямо вставляли куда нужно и не нужно. Я вот только сомневаюсь, как звучало. Боря, ты не прав. Или ты не прав Борис
(Deleted comment)
prmarina
Jun. 14th, 2015 05:18 am (UTC)
может быть. Есть такая штука, как некоторые номера телефона, сто раз набираешь. и всегда задумываешься
craber
Jun. 13th, 2015 09:47 am (UTC)
1. В стране дефицита ненужных товаров не было.
2. Экономическая эффективность понятие растяжимое. Например доступ на рынки определяет экономическую эффективность.
Пример - китайский ширпотреб.
prmarina
Jun. 13th, 2015 03:00 pm (UTC)
б
Дефицит был на нужные товары, а как раз магазины были не пустыми - была куча всякого разного ужасного. Башмаки, которые не наденешь, платья ужасных фасонов, и пальто в 80-х по моде 60-х.

тогда шутили, типа, что фабрика города Н наладила выпуск машинок для жужжания в жопе

Edited at 2015-06-13 03:03 pm (UTC)
craber
Jun. 13th, 2015 03:30 pm (UTC)
Re: б
скинули бы цену раза в три четыре = разобрали бы даже и галоши 67 размера на грудничков..... а для ужасных фасонов домошвееек придумали... :-)
gunman
Jun. 13th, 2015 07:08 am (UTC)
Да, развели нас классно, а некоторых разводят по второму разу.
prmarina
Jun. 13th, 2015 03:00 pm (UTC)
вот-вот. Мне только кажется не по второму а по третьему

Profile

prmarina
prmarina

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek