?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Знания поэзии Шевченко у меня поверхностны, скорее есть общее впечатление. Оно мрачно и перекликается с гимном Украины. Это обида и заквашенное на ней пессимистическое восприятие действительности. Любовь издалека к садкам вишневым коло хаты, неблагодарность по отношению к тем людям, которые ему помогали. Не вижу я в нем искренности до конца, его любви к кому-либо и к жизни в целом. Моему сердцу намного ближе пасторальная, но жизнерадостная, яркая гоголевская Малороссия.
promo prmarina may 9, 2017 23:29 33
Buy for 10 tokens
9 мая - почти религиозный праздник. Действительно, массовое поминание предков - не одна ли из составляющих религиозного восприятия? Да и деление на парадную и народную часть имеют церковную аналогию. Парад - это торжественная литургия, а "Бессмертный полк" - это поминовение своих родных.…

Comments

eho_2013
Mar. 10th, 2015 11:29 pm (UTC)
Как мы с Вами совпадаем в оценках! У нас курс литературы народов СССР читал преподаватель-украинец и свел его к углубленному изучению украинской литературы (грузинскую или армянскую и т.д. он не давал даже обзорно). Зато Шевченко мы просто измусолили... Но даже мне, тогдашней восемнадцатилетней студентке, творения Шевченко казались очень искусственно построенными и какими-то лживо-сентиментальными. Та же "Катерина"... Наш доцент Бажор только что не рыдал над текстом. Но история матери-одиночки, оставленной эгоистом-возлюбленным, хоть и печальная, но довольно обычная, случалось такое везде и во все времена. А вот то, что добрые украинские родители выгоняют ее зимой из дома с грудным ребенком на руках к "свекрови", зная, что ни мужа, ни свекрови нет, практически на верную смерть, и потом знать не желают осиротевшего внука - это вроде бы в порядке вещей. И вывод - "москали худые люди, творят лихо с вами"...
А вот Гоголь, хоть он и проходил у нас по курсу русской литературы, настоящий украинский писатель - малороссийская тема у него яркая, веселая, с большим юмором и с такой умной и располагающей самоиронией... Да и "Петербургские повести" такие - острый взгляд и самоирония, поскольку от русских он себя не отделял.
В Москве он очень любимый писатель до сих пор - с памятниками, мемориальными местами, топонимикой, городскими легендами. После Пушкина Гоголь наверное второе "наше все".
clelia_ewig
Mar. 11th, 2015 07:59 am (UTC)
Вот и для меня у Гоголя притягательна легкая, ненавязчивая самоирония, доброе, беззлобное подтрунивание.
А Шевченко... да, сквозит какой-то безысходный пессимизм.
Но, если пессимизм, например, Надсона, надрывно-трагично-революционен (о, завернула :-)), то у Шевченко - стенания плакальщиц...
prmarina
Mar. 11th, 2015 08:10 am (UTC)
В Шевченко, как наверное ни в одном писателе, так не сказывается отметка происхождения. Во всем сквозит загнанная внутрь зависть. И все бы ничего, если бы он не стал символом. Большинство плакальщиков о Шевченко его не перечитывали со школьной скамьи, так же, как трудно найти было члена КПСС, который таки читал произведения классиков марксизма-ленинизма.

А ведь есть на Украине светлый человек, причем тоже из низов. Это Григорий Сковорода. Так нет, о нем никто не вспоминает. Да и памятников ему по пальцам пересчитать, и изучать - не изучают.

А Гоголь все-таки действительно не украинский, а русский, причем дворянский писатель. Он тоже наблюдал крестьянскую жизнь не изнутри.

Кстати курс украинской литературы в школе - это квази-мрачная подборка негатива о тяжелой жизни.
eho_2013
Mar. 11th, 2015 09:45 am (UTC)
Надо мне книги Сковороды перечитать глазами взрослого человека. В студенческие годы он как-то не запал мне в душу...
prmarina
Mar. 11th, 2015 01:13 pm (UTC)
Я просто делала реферат для племяшки лет так 10 назад. Меня он очень удивил. Я технарь, литературу не изучала, а в школе его "не проходили"
akatov99
Mar. 11th, 2015 02:03 pm (UTC)
Как и Белинский считаю русским "нашим всем" Гоголя, а не Пушкина и также Мусоргского, а не Чайковского. У вторых больше общечеловеческого благодаря и таланту и блестящему образованию. Первые более оригинально русские, как мексиканская живопись ценна именно оригинальностью при относительно небольшом количестве ее поклонников в мире.
(Anonymous)
Mar. 11th, 2015 03:10 am (UTC)
чё, забыла?
http://flibusta.net/b/106947

Вурдалак Тарас Шевченко

(Anonymous)
Mar. 11th, 2015 05:19 am (UTC)
Соглашусь с оценкой Гоголя, но он, как раз-таки, скорее исключение из правила.
У нас в институте преподаватели в достаточно большой степени были "двинуты" на украинскости, и вот что интересно: Гоголя нам не "давали". Он не считался украинским писателем.
Что можно отметить со стороны: идеальный мир идеального украинца - это когда он на чужбине грустит о своем садочке и думает о горькой доле и несправедливости мира. Убери "чужбину", посади "справжнього украинця" в его "садочок", грустить становится не о чем - гармония нарушается.
До украинского кризиса часто ездили в Киев на выходные "просто погулять". И вот как-то "древнерусскость" была не очень интересна, в большей степени "исследовали" "терра козакорум". После просмотра оперы "Запоржець за Дунаем" возникла острая необходимость перечитать Гоголя, чтобы вытеснить нелогичность сюжета.
Кстати, вспомнился роман Иванычука "Мальвы". Краткий сюжет: угоняют Марию в Крым, дочь Марии становится наложницей одного из Гиреев. Рожает ему ребенка, дюбимая жена и т.п. Тут приезжают козаки заключать какой-то сепаратный мир (за спиной русского царя, кстати))), и когда всем стало казаться, что все хорошо, козаки были преданы татарами. Мария в разговоре с дочерью сетует, что такой-сякой-плохой хан, а ты его любишь, а он предал козаков... Дочка по возвращении в ханский дворец наливает ядку хану и своему сыну. Кажется, и себе тоже.
Удовлетворенная мать покупает себе пропуск и уходит на Украину...
Апофеоз...
Кохайтеся, чорнобрыви...
Все-таки, нет в русской литературе эдакой обреченности.
prmarina
Mar. 11th, 2015 08:18 am (UTC)
Самое трагичное произведение русской литературы для меня - это "Му-му" Тургенева. Там правда тоже взгляд со стороны. И как теперь во взрослом состоянии мне кажется, барыне самой нравился Герасим и она его тупо ревновала. Может быть она испытывала к нему не женский интерес, но она хотела видеть в нем безоговорочную преданность.

Вообще писательство носит отпечаток происхождения. Потому Шевченко и так мрачен, завистлив. И ему не хватает общей фидософкости в произведениях. То ли дело Иван Франко "Моисей". Но на общечеловеческом украинскость строить не желают.

По происхождению к Шевченко пожалуй в русской литературе примыкает только Горький. Но и в нем нет такого беспросветного мрака
alex_bykov35
Mar. 11th, 2015 05:41 am (UTC)
Согласен с вами, от творчества Шевченки веет некой идеологической ущербностью. В России, кстати, подобных проявления много. Одно из них, писатели-деревенщики 60-70 гг. XX в. Вместо того, чтобы спасать деревню, когда еще можно было что то спасти, они принялись дружно грустить о ней за бутылкой, везде, от буфета Дома Литераторов в Москве,до собственных квартир "хрущевок" в больших и малых ГОРОДАХ. Никто из них, проливавших слезы об уходящей натуре не поехал на село и не сделал ничего для его спасения. Причин они найдут много, но факт есть факт, их деревни не существует... то же самое и с Украиной, которая с садочками. Она умерла после Брестского мира, когда впервые была получена пресловутая незалежность, послужившая началом братоубийственной бойни. С этого момента Украина - всегда объект притязаний. Претендентам на территорию не было никакого дела до хаток и садочков. Это относится ко всем политическим группировкам. Дело в том, что хатки и садочки возможны только на Украине, которая находится под защитой могучей политической силы, т.е. не имеющей самостоятельности. Сейчас в этом стремлении "к садочкам" свидомая идеология бросилась в объятия ЕС, забыв посмотреть по сторонам, туда где уже на месте индустриально-аграрных стран Восточной Европы теперь хатки, садочки и аграрный туризм для путешественников из урбанистического пекла государств бывшей Антанты, которым действительно нужны пасторальные пейзажи и поселянки в вышиванках... с подносами...идиллия же))))
prmarina
Mar. 11th, 2015 08:24 am (UTC)
Вы знаете, тем не менее в Украине сохранилась эта пасторальная "садочкость". И есть там гоголевский юмор, жажда жизни, высокое небо и красота. Но, конечно, как и в Росссии, стремление к городской жизни преобладает. Есть вообще мнение, что борьба Донбасса - это борьба городской культуры против сельской. Спорно, но что-то в этом есть.

И самое ужасное, что Украина все больше погружается в мрачно-плакальщицкий настрой. Постоянная панихида, как телик не включишь - в углу поминальная свечка торчит. А под шумок этого эсхатологического нагнетания ее разворовывают под корешок.

Кстати да, деревенские писатели, просто перешагнувшие возрастной рубеж ностальгаторы о детстве, где трава зеленее. Вот только не делали их национальными символами
alex_bykov35
Mar. 11th, 2015 11:20 am (UTC)
Еще как делали, В. Белов В. Распутин. Б. Личутин и многие другие иконы стиля прекрасно себя чувствовали в городских квартирах со всеми удобствами и никто из них не подал примера и не уехал на пмж в деревню, потому что там жить тяжело...Тот же поэт Рубцов, воспевавший деревню, жить предпочитал в городе...примеров много в каждой области. Понимаю. что климат у нас не тот, но все таки...
akatov99
Mar. 11th, 2015 12:27 pm (UTC)
"Есть вообще мнение, что борьба Донбасса - это борьба городской культуры против сельской. Спорно, но что-то в этом есть."-prmarina
Мне это кажется очевидным.
Вспомним советских писателей-деревенщиков, выступающих против городской культуры, как причины российских бедствий(В.Шукшин).
Любопытно,что за их ограниченный антисоветизм либералы прощали им их менее ограниченный антисемитизм(Переписка Эйдельмана с Астафьевым):ниточка к Коломойскому.
prmarina
Mar. 11th, 2015 01:15 pm (UTC)
Мне кажется это несколько упрощенный взгляд. Там больше всего намешано
akatov99
Mar. 11th, 2015 01:32 pm (UTC)
Конечно намешано. Любое безобразие(мятеж, революция) - результат внешних и внутренних причин(как и болезнь человека).
thesametwo
Mar. 15th, 2015 07:50 am (UTC)
Больше. Тем не менее, основная причина - Восток производит машины, экспортирует их в Россию, Запад - зерно и гастарбайтеров для Европы.

Точно так же как Север и Юг Штатов воевали за таможенные пошлины (северяне хотели закрыть рынок для английских машин, южане не соглашались), а каждый конкретный северянин и южанин - за что-то свое. Кто-то за освобождение рабов, кто-то - за слово Конституции, кто-то за президента Линкольна, кто-то за свою плантацию и жену...
prmarina
Mar. 15th, 2015 09:46 am (UTC)
одна ремарка. Запад не производит зерно. Его тоже производит восток и центр. И еще один нюанс - подсолнечник. Украина чуть ли не монополист по производству очень ценного подсолнечника
thesametwo
Mar. 15th, 2015 01:13 pm (UTC)
Запад на этом сельском хозяйстве живет - у них процент сельского населения что-то около 70%, а Восток, соответственно, в основном городской.
http://s008.radikal.ru/i306/1012/20/73d8b15b547a.png

Собственно, границы ЛДНР и Луганско-Донецкой ородской агломерации почти совпадают.
prmarina
Mar. 16th, 2015 03:28 pm (UTC)
Я про зерновые. ЗЕрновые на масштабных площадях - это почти промышленность
Oleg_Vissarion
Mar. 11th, 2015 08:50 am (UTC)
Не могу считать себя знатоком поэзии, но мне кажется что если бы Шевченко был русским поэтом, то давно уже был бы в забвении на фоне других фигур. Ну, а на безрыбье... После школьных уроков по литературе читаю стихи, вернее стихотворные формы, лишь по случаю, бывает изредка потребность. Это прежде всего Евгений Онегин и другие произведения Пушкина, еще Грибоедов нравится, Шекспир. Интересно, в Украине люди читают Шевченко для себя, а не на митингах?
prmarina
Mar. 11th, 2015 01:14 pm (UTC)
Есть такие, да, читают, и есть у него очень сильные строки. у нас в метро развешаны
akatov99
Mar. 11th, 2015 01:42 pm (UTC)
Марина:
kак у Т.Шевченко с лирикой?(Я просто не знаю). Главное у поэта эта лирика(в социологии поэты всегда не компетентны). Деревенщик Роберт Бернс стал кормильцем переводчиков мира благодаря его лирике прежде всего.
prmarina
Mar. 11th, 2015 02:32 pm (UTC)
Лирика Шевченко слишком "бытовая" как на мой взгляд. И мало в ней общечеловеческих ценностей. Даже в крестьянских стихах должен быть какой-то или философски смысл или красота.
(Anonymous)
Mar. 11th, 2015 01:57 pm (UTC)
Мммм... ну если только в метро...
Я недавно достала томик, прониклась "дружним посланием" Шевченко.
Мне кажется, читать-то читают, да не то, что надо.
В основном про "москали - чужи люды, роблять лыхо з вамы"....

А вот из послания... как пророчество

Доборолась Україна
До самого краю.
Гірше ляха свої діти
її розпинають.

***
Нема на світі України,
Немає другого Дніпра,
А ви претеся на чужину
Шукати доброго добра,
Добра святого.
***
Умийтеся! образ Божий
Багном не скверніте.
Не дуріте дітей ваших,
Що вони на світі
На те тільки, щоб панувать...
***
І на Січі мудрий німець
Картопельку садить,
А ви її купуєте,
їсте на здоров'я
Та славите Запорожжя.
***
чванитесь, що ми Польщу
Колись завалили!..
Правда ваша: Польща впала,
Та й вас роздавила!