?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

28 июня, 1914 года, 100 лет назад Гаврило Принцип застрелил наследника престола Австро-Венгрии. Это событие послужило поводом Первой мировой войны, в результате которой распались четыре европейские империи и погибло 15 миллионов человек.
Также в результате этих событий в 1918 году было создано новое южнославянское государство под предводительством Сербии. Гаврило Принцип и его сообщники из революционной организации "Млада Босна" ("Молодая Босния") перед войной были убеждены, что это станет важнейшим шагом на пути освобождения всех южных славян, находящихся под иностранным господством.


Цена такого шага оказалась слишком высокой: в ходе Первой мировой войны Сербия потеряла более четверти своего населения! Старая Европа - континент, считавший себя колыбелью и центром цивилизации, разрушил сам себя.
Убийство в Сараево даже спустя столетие не дает покоя многим не только в Сараево или в Белграде, но и в Вене и других уголках Европы.
В поиске ответа на этот вопрос часто используется многозначный термин "террорист". Но разве не должны те, кто называет Гаврило Принципа террористом, также использовать это обозначение и для Ли Харви Освальда, предполагаемого убийцы президента Джона Ф. Кеннеди? Или, в таком случае, и для Брута - убийцы Гая Юлия Цезаря? Нет, их террористами не называют. Почему? Да потому, что Гаврило Принцип идеально подходит на роль главного виновника, ведь это отвлекает внимание от других ответственных за начало кровавой мясорубки Первой мировой. Проще возложить вину за 15 миллионов убитых на 19-летнего юношу с пистолетом, нежели на тогдашних правителей с их имперскими амбициями.

Традиционное восприятие убийства в Сараево все еще кардинально различается, не только в странах бывшей Югославии, но и во многих других регионах Европы. Чтобы в этом убедиться, достаточно проглядеть страницы в крупнейшей интернет-энциклопедии "Википедия".
Так, на немецкоязычной станице посвященной Гаврило Принципу, его называют "преступник-сепаратист". Британцы утверждают, что Принцип был "югославским националистом". На русскоязычной странице можно найти информацию, отсутствующую на немецкой: Гаврило Принцип состоял в организации "Млада Босна", которая боролась против оккупации своей страны Австро-Венгрией. Страница на боснийском языке называет Принципа "сербским националистом", а в хорватской версии указано, что он был близок к хорватским борцам против дуалистической монархии. Словенская версия отражает то, что могло бы, вероятно, стоять на несуществующей австро-венгерской странице в свободной энциклопедии: Принцип был членом террористической организации "Млада Босна".
В чем причина того, что в 2014 году мы до сих пор не можем создать единую картину произошедшего? Вполне может быть, что немалую роль для нас, европейцев из разных государств, до сих пор играют истории и рассказы о справедливой (или не совсем) борьбе нашего народа в Первой мировой войне, глубоко засевшие в нашем национальном самосознании. Через эту призму мы смотрим на сараевское убийство, на Гаврило Принципа, его деяние и его жертв - наследника австро-венгерского престола, эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену Софию.

Столетие спустя это выглядит уже пережитком: В Белграде планируют установить памятник Гаврило Принципу. Одновременно с этим, в утешение поклонникам исчезнувшей австро-венгерской империи, городские власти Сараево (Босния и Герцеговина) вот уже в течение года серьезно задумываются о возведении памятника Францу Фердинанду и его жене.
Но сегодня речь уже не идет об абсолютной правде, пропаганде, признании вины или покаянии. Гораздо важнее сейчас понять, насколько мы, европейцы, можем принять различия между нашими народами, причем без того, чтобы делить мир по примитивной схеме "друг-враг". В этот юбилейный год необходимо относиться друг к другу с особым терпением, руководствуясь в первую очередь принципом "единство в многообразии". Так как главное, чему нас может научить эта история, это то, что никакое насилие не может стать решением, в какой бы форме оно ни проявлялось - оккупация, аннексия, терроризм или покушение.

Драгослав Дедович, обозреватель DW
promo prmarina may 9, 2017 23:29 33
Buy for 10 tokens
9 мая - почти религиозный праздник. Действительно, массовое поминание предков - не одна ли из составляющих религиозного восприятия? Да и деление на парадную и народную часть имеют церковную аналогию. Парад - это торжественная литургия, а "Бессмертный полк" - это поминовение своих родных.…

Comments

akatov99
Jun. 28th, 2014 02:28 pm (UTC)
"Должны те, кто называет Гаврило Принципа террористом, также использовать это обозначение и для Ли Харви Освальда, предполагаемого убийцы президента Джона Ф. Кеннеди? Или, в таком случае, и для Брута - убийцы Гая Юлия Цезаря?"-Драгослав Дедович, обозреватель DW
Террористами не знаю, но негодяями были все трое, поскольку стали убийцами. Но трижды негодяи ставят памятник Принципу, стимулируя этим появление новых "принципов". Я здесь вижу вину всех сербов, поскольку и ранее они мирились с музеем Г.Принципа и улицей его имени. Коллективная вина народов вполне реальна поскольку они прямо(голосованием) или косвенно до всеобщего избирательного права поддерживали свои правительства, совершающие преступления.
prmarina
Jun. 28th, 2014 08:08 pm (UTC)
Конечно, убийство очень плохо.Но как правило борьба за независимость бескровной не бывает. Да и то время - было расцветом терроризма
akatov99
Jun. 29th, 2014 01:07 am (UTC)
1.борьба за независимость:борьба за то чтобы страной плохо управляли бездарные бюрократы кореной национальности вместо качественного управления бюрократами более передовой национальности(примеров тысячи);
2. расцвет терроризма:всеобщее начальное образование плодило неквалифицированных полузнаек т.е. создавало террористов.
prmarina
Jun. 29th, 2014 02:37 am (UTC)
история не знает сослагательного наклонения. одно можно сказать, что не очень здорово жить в обломке империи
akatov99
Jun. 29th, 2014 10:05 pm (UTC)

"история не знает сослагательного наклонения."
История, как наука, опирается на сослагательное наклонение(Также теоретическая физика). Виртуальные историки(лидирует Британия-Н.Фергенсон) опираются на исторические факты, как статистический материал для построения модели будущего развития конкретной цивилизации. История для них не болтовня для демонстрации дешевой эрудиции, а инструмент помощи политикам для выработки стратегических решений.
prmarina
Jun. 30th, 2014 03:55 pm (UTC)
к сожалению. исторические факты тоже могут быть недостоверными. Только ближайшие, хорошо задокументированные. Кстати, Маркс по сути - тоже один из построителей моделей будущего. Насчет дешевой эрудиции - Вы мне?
akatov99
Jun. 30th, 2014 10:18 pm (UTC)
Я подразумевая профессиональных историков-эрудитов("Пророках, предсказываящих назад") в противовес виртуальным историкам. О Марксе верно, также и о Спенсере, Бокле, Тойнби. Но эти господа действовали интуитивно и не могли переработать гигантскую статистику для построения электронной модели будущего(Н. Фейгерсон). Все статистические модели вероятностны т.е. не обладают абсолютной достоверностью, но приосят пользу в медицине, экономике, физике.
prmarina
Jul. 1st, 2014 06:01 am (UTC)
Да, если бы еще исторические данные были достоверны полностью. Кстати пример невероятностного события. Возможна Москва не стала бы центром российского государства, если бы не сильный князь Дмитрий Донской
netalie_v
Jun. 29th, 2014 01:28 am (UTC)
В Сараево ему открыли памятник на днях
prmarina
Jun. 29th, 2014 02:35 am (UTC)